ХАРЬКОВ

Станислав КОСИНОВ, народный депутат Украины, депутатская группа «Центр».

Законы для реформы

Законы для реформы

0

Работа пятой сессии Верховной Рады показала, что процесс создания законодательной базы для реформирования украинской политической системы приостановлен и возобновить интенсивную работу по внесению изменений в Конституцию до старта президентской кампании будет весьма сложно. Не акцентируя внимание на причинах, приведших к известному результату голосования по законопроекту № 4105, хотелось бы поразмышлять над тем, какие стратегические ошибки были допущены в ходе реформирования и что необходимо исправить сейчас, чтобы возобновить демократизацию политической системы в Украине.


Сегодня никто не сомневается в том, что изменения в Конституции Украины необходимы, поскольку основные «риски системы» заложены именно в ней. Это, прежде всего, отсутствие механизмов стабильности работы правительства: Кабинет Министров, фактически являясь ответственным перед двумя высшими органами власти, вынужден постоянно «маневрировать» между Президентом и парламентом. Это и негармоничное, с точки зрения политической логики, сосуществование двух конституционно сильных и относительно независимых друг от друга институтов — президента и парламента, отсутствие партийных принципов формирования исполнительной власти — все это дестабилизирующие факторы существующей системы власти. Как показала практика, в условиях минимальных временных рамок, отсутствия стабильного внутрипарламентского консенсуса, фрагментарной законодательной базы решить вышеперечисленные вопросы невозможно. Поэтому задача парламента состоит сегодня в том, чтобы сделать процесс конституционно-политического реформирования более продуманным, последовательным и прозрачным. Для этого необходимо начинать не с «финиша», а со «старта». То есть сначала полностью закончить создание законодательной базы для новой политической системы и лишь потом, в качестве завершающего этапа, в условиях стабильной политической обстановки — принять закон «О внесении изменений в Конституцию Украины».


Принятие Закона «О выборах народных депутатов Украины» и Закона «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов», «О выборах народных депутатов Верховной Рады АР Крым» на пропорциональной основе — это те политические решения, которые без соответствующего закрепления в Конституции Украины теряют свой политический смысл. Что получается? Этими законами мы создаем базу для развития партийной системы, стимулируем создание крупных политических партий (блоков), разрешаем проблему «переигрывания» результатов голосования (теперь именно та партия, которая набрала наибольшее количество голосов, формирует руководство парламента и большинство). Однако в то же время мы лишаем эти партии основного бонуса — возможности партийного влияния на Кабинет Министров. То есть воспроизводим ту же кризисную ситуацию — отсутствие реальных механизмов взаимодействия и ответственности правительства и парламента, а отсюда — нерешенность вопросов единства и эффективности государственной политики.


И наоборот, принятие изменений в одной лишь Конституции вовсе не гарантирует «беспроблемного» функционирования структуры власти. Решение всех системных задач не может быть отрегулировано в рамках одной лишь Конституции, и предусмотреть в одном законе абсолютно все «издержки» политической системы невозможно.


Поэтому возникает необходимость создания дополнительной системы «сдержек и противовесов», оформленной в различных законах, таких как «О выборах народных депутатов Украины», «О местном самоуправлении в Украине», «О политических партиях в Украине», «О парламентском большинстве» и многих других, — они должны стать базовыми в определении правовых рамок новой политической системы. Их совокупность закладывает основы:


— эффективного институционального взаимодействия всех элементов властной вертикали;


— «конкретики» функционирования партий как основы новой политической системы;


— формирования механизма политической ответственности.


Необходимо учитывать и то, что выбранный нашим государством путь построения парламентской республики предполагает, что характер избирательной системы и механизмы формирования парламентом органов исполнительной власти являются основными элементами, определяющими уровень эффективности данной политической системы. И поэтому, раз уж возникла необходимость отсрочки принятия новой Конституции, было бы логично потратить данное время на работу над проектом закона «О парламентском большинстве».


Принятый закон «О выборах народных депутатов Украины» предполагает переход с 2006 года к пропорциональной избирательной системе. Известно, что данная система признана во всем мире наиболее подходящей для парламентских республик. Общей тенденцией последних пятидесяти лет для демократических государств мира было движение к системе пропорционального представительства. В числе таких стран — Бельгия, Дания, Финляндия, Греция, Израиль, Италия, Швеция, Швейцария и многие «новые демократии» Восточной и Центральной Европы.


Действительно, пропорциональное представительство приводит в наиболее близкое соответствие число мест в парламенте с полученным на выборах количеством голосов. В частности, новый закон предполагает введение системы голосования в формате партийных списков, которая является наиболее простой в применении и практически не искажает реальной картины предпочтений избирателей.


Однако, несмотря на свои очевидные достоинства, такая избирательная формула несет в себе и определенные риски, заложенные в нескольких измерениях. Что касается партийной системы, то существует мнение о том, что пропорциональное представительство разрушает монополию двух или трех крупных партий и поощряет соперничество мелких партий. Конечно, многопартийность — это один из основных элементов демократии, но многопартийность на уровне пяти партий — это здоровая конкуренция и «качественность», а на уровне нескольких десятков — это раздробленность и неэффективность. В нашем случае небольшие партии — это сбивающий с толку элемент в ходе парламентских выборов и дестабилизирующая сила в законодательном органе. К тому же, установление в законе «О выборах народных депутатов Украины» заградительного порога на уровне 3% распространяет этот дефект прежде всего на законодательную власть. Отсюда — проблемность согласования разнонаправленных фракционных интересов и затруднения в формировании коалиционного большинства.


В принципе, снизить «риски пропорциональности» можно было бы за счет увеличения избирательного барьера и четкой регламентации механизмов формирования парламентского большинства. Увеличение процентного барьера ограничивало бы доступ в парламент мелким политическим партиям, отдавая приоритет тем, которые пользуются большей популярностью среди избирателей, и одновременно стимулировало бы коалиционное строительство еще до начала выборов. Крупные партии — это движущая сила, направленная к консенсусу и компромиссу до выборов, что всегда лучше, чем создание коалиции после их проведения.


Что касается регламентации механизмов формирования и функционирования большинства, то эту функцию, помимо Регламента Верховной Рады, может взять на себя закон «О парламентском большинстве».


Дело в том, что проблема большинства в Украине обусловлена прежде всего институциональными (конфликт ветвей власти), политическими (неразвитость партийной системы) и законодательными (отсутствие законодательной регламентации) факторами.


То есть закон о большинстве должен решить три основные задачи:


— разработка правовых критериев определения парламентского большинства;


— законодательная конкретизация политической ответственности;


— законодательное обеспечение эффективности институционального взаимодействия.


Решение этих задач частично заложено в проект новой Конституции. Однако такие вопросы, как: правовое определение понятия «парламентское большинство», его статус, порядок формирования после выборов и сроки, сдерживающие механизмы внутренней стабильности, правовые основы деятельности, механизмы прекращения деятельности (роспуск), формирование Кабинета Министров — должны быть отрегулированы именно в законе «О парламентском большинстве» и соответствовать новым критериям политической реформы.


Таким образом, несмотря на неожиданно возникшие трудности в принятии Основного Закона, механизм реформирования уже давно запущен, и конституционно-политическая реформа, являясь перспективой будущего, уже стала составляющей нынешних политических процессов. Именно перспектива модернизации политической системы, ее первые импульсы в сегодняшней политике определяют разницу между нынешней Украиной и Украиной 90-х годов.


Сегодня первый шаг в реформе уже сделан. Каким он стал — об этом нужно говорить, но сейчас эти мысли лучше оставить за скобками. Пропорциональная система выборов как законодательная реальность состоялась. Однако многие вопросы остались открытыми, и все точки над «і» не расставлены — именно этим и объясняется известный результат голосования по законопроекту 4105. Поэтому основным на сегодняшний день является не только доработка главного, конституционного законопроекта, но и принятие хотя бы во втором чтении таких законов, как «О политических партиях в Украине», «О Кабинете Министров Украины», «О парламентском большинстве», «О парламентской оппозиции» и многих других. Необходимо найти четкие законодательные ответы на очень многие вопросы. Например, такие, которые должны регулироваться законом о большинстве — как быть, если партия, победившая на выборах, не может сформировать большинство в парламенте; четко определить ответственность, сроки и процедуру роспуска в случае неформирования большинства и множество других не менее важных нюансов. Согласование позиций по этому и всей группе законов, их принятие создаст необходимое консенсусное поле среди различных политических сил по вопросам политической реформы. А также заложит реальную основу для своевременного, логичного и успешного прохождения закона «О внесении изменений в Конституцию Украины», главной целью которого является стабильность и эффективность государственного управления.

12928
комментарии powered by Disqus

Останні новини

18:34

В Харькове ребенок ушел из дома из-за замечания в дневнике

18:10

Под Харьковом молодежь забила до смерти пенсионера

17:34

В ДТП с мусоровозом и Mercedes пострадали три человека

16:42

Куда сходить на выходных в Харькове

16:02

В Харьковской области финансовую помощь к 5 мая получат больше 79 тысяч человек

Погода
Погода в Харькове

влажность:

давление:

ветер:

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
 

   Copyright © 2015 «Комментарии:», все права защищены

Система Orphus