ХАРЬКОВ

Медицина в свете рампы

0

Медицина в свете рампы

Скажем честно, большинство из нас о медиках вспоминает только в том случае, если, как говорится, здоровье «прихватит». И, наверное, это вполне обусловлено чем-то объективно-обьяснимым в поведении бывших пациентов. Но даже в профессиональный праздник медиков — второе воскресенье июня — чаще говорят о работниках больших стационаров, специализированных поликлиник и т. д. Конечно, это оправданно, потому что харьковские кардиологическая и терапевтическая школы, хирургическая и гинекологическая известны и признаны не только в нашем государстве. Однако сегодня речь пойдет не о большом медкомплексе, а о маленьком здравпункте. Но зато каком — единственном в своем роде!

Человеческий организм — самый сложный механизм, изобретение, словом, творение природы. И как любой механизм, он «сбоит», ломается, устаревает... Но почти так же, как и любой аппарат, его нужно пытаться ремонтировать, устраивая профилактику и осмотр. Если говорить об организме, жизнедеятельность которого сводится в основном к работе мускулатуры или опорно-двигательной системы, зрения или слуха, — это одно. А если «нагружено» все сие вместе взятое, да еще и то, что пальпаторно или инструментально не определить — эмоции, чувства, полет мысли и фантазии, — это совсем другое.

Но медицинская помощь нужна любому человеку, каким бы делом он ни занимался — слесарным ли, поварским, сценическим. Просто с представителями творческих профессий сложнее. Впрочем, с ними — актерами, художниками, писателями — сложнее не только медикам, ибо уж больно тонкую материю представляют собой их занятия. Тем не менее, минуя сегодня союзы художников, писателей и журналистов, а обратившись только в СТД, несложно узнать, что мед- или здравпункт есть только в одном из харьковских театров — ХАТОБе.

Справедливости ради нужно отметить, что и в оперном здравпункт был не всегда. Девять лет назад в театр пришел новый директор — Георгий Валентинович Селихов, который знает не только то, как организовать международные фестивали, представить публике приезжую звезду, но и то, как растить, ухаживать и не дать в обиду собственных звезд. И потому одним из первых его начинаний стала организация здравпункта. Заведующую в него он подыскал тоже, как оказалось, со знанием дела: Инна Викторовна Мишина — фельдшер с красным дипломом. Толк она знает не только в медицине, но и в фармакологии, лечебно-профилактической работе, владеет техникой лечебного и точечного массажа. Сейчас в здравпункте есть КУФ, УВЧ, кварц, ларингостробоскоп, можно получить такие процедуры, как электросон, ингаляции.

— Инна Викторовна, на все это хозяйство — столько оборудования и почти тысяча сотрудников театра — вы одна?

— Не совсем. Если говорить об оказании первой неотложной медицинской помощи, это, конечно, целиком и полностью на мне. Но ведь контингент у нас непростой, уникальный. Например, медицинская помощь вокалисту — чрезвычайно важное и тонкое дело. Человеческий голос ведь, а тем более певческий, как известно, один из самых сложных «инструментов» природы. И медик при этом должен хорошо знать не только строение голосового аппарата человека, но и физику, и думаю, что не ошибусь, если скажу, что и сам должен немного уметь петь. Вот для таких специальных осмотров вокалистов два раза в неделю к нам в театр приходит опытный врач-фониатор Изабелла Михайловна Омельченко, а я ей ассистирую. Дальнейшая работа — первичный осмотр, консультации и профилактика — за мной. Но опять-таки, чего стоили бы предоставленные мною физиотерапевтические процедуры, если бы специального оборудования вообще не было. И в этом мои первые помощники — директор театра Георгий Валентинович Селихов, заместитель директора Нина Ивановна Сидора и главный бухгалтер Ирина Леонидовна Глитко, которые ни одну мою просьбу не оставили без внимания. Для результативной работы здравпункта они находят финансовую возможность не только устранить неполадки в имеющейся медицинской аппаратуре, но и подыскать новую. Недавно вот для театра был приобретен чрезвычайно ценный прибор швейцарской фирмы Zepter — «Биоптрон».

— Инна Викторовна, какие-нибудь особенные случаи из вашей театральной практики помнятся?

— Какие-то помнятся, какие-то позабылись. А в общем-то, ничего необычного — обыкновенные медицинские будни, даже рассказывать об этом не совсем удобно. Отличает мою работу от работы медиков, допустим, травмпункта или поликлиники только то, что пациенты мои из кабинета врача не домой идут лечь-полежать, а бегут назад — на сцену или в оркестровую яму. Например, у солиста оперы Владимира Болдырева прямо во время выступления «разыгрался» гипертонический криз. В перерыве между выходами на сцену он зашел в здравпункт, я оказала ему помощь. Он, как говорится, вернулся на свое рабочее место и допел арию «на таблетках и уколах». Но как допел!..

Аналогичный случай был и с певцом Дмитрием Гришиным, только с немного другим диагнозом: жестоко проявила себя ликворная гипертензия. Получив необходимую помощь, он также вернулся на сцену.

Помню, сложный случай произошел с артистом Валерием Дьяковым: я пыталась купировать острый приступ стенокардии у него, только моего вмешательства хватило ненадолго. Приступ развился в предынфарктное состояние, и пришлось вызывать неотложку. Но закончилось все, слава Богу, хорошо.

А однажды зашел ко мне в кабинет окровавленный музыкант. Тут антракт заканчивается, нужно начинать следующее действие, а один из солирующих оркестрантов сидит у меня в здравпункте, в прямом смысле слова истекая кровью: при уже выключенном свете, в полутьме, он пробирался на свое место в оркестровой яме и, ударившись о дверной косяк, рассек себе бровь. В общем, парадный фрак и белоснежная сорочка были безнадежно испачканы, но после перевязки он вернулся к своему инструменту.

Что делать, работа артиста — вещь необыкновенная: болей, умирай, но иди к публике... В этом смысле самым «неартистическим» оказался случай с заместителем начальника охраны театра Владимиром Ивановичем Коваленко: неся вахту у подножия храма искусства, он сломал руку, но без моего внимания, конечно, не остался. Я наложила ему небольшую шинку, с которой он и проходил до самого выздоровления.

— Да, случаи, что и говорить, невеселые. Ситуаций a la «и смех и грех» у вас не бывает...

— Нет, такие ситуации у меня бывают позже, после выздоровления пациентов. Конечно, когда они приходят ко мне со словами благодарности, цветами — это очень приятно и трогательно. Но когда, приближаясь к здравпункту, через всю длину коридора слова приветствия шлет тебе выздоровевший солист оперной труппы (как Сергей Анатольевич Владимирский), да еще в виде исполнения какой-нибудь арии!.. Или когда в кабинет как птичка впорхнет солистка балета, чтобы продемонстрировать свое улучшившееся самочувствие, мое состояние описать трудно! И очень жаль, что такая форма благодарности достается не каждому медику. В таких случаях скорее я благодарна своим пациентам-артистам.

— Да уж, форма благодарности и завидная, и необычная. Но у любой «необычности», как всегда, две стороны. Артисты ведь люди эмоциональные, ранимые, а значит, вспыльчивые, неуравновешенные и т. д. и т. п...

— Да, и т. д. и т. п. И выход я вижу один: к каждому подбираю свой ключик. Поэтому процедуры и консультации, профосмотр и неотложная помощь у нас в здравпункте зачастую выглядят как сеансы психотерапии. А как же иначе?! Я считаю, что в таком месте, как театр, помимо медикаментозной при необходимости обязательно нужно оказывать еще и психологическую помощь. Так, со Светланой Ивановной Колывановой мы говорим не только о медицине, но и о жизни вообще. С Валентиной Федоровной Аркановой частенько делимся кулинарными рецептами. С Ириной Дмитриевной Яценко говорим о новостях театральной жизни, делимся впечатлениями от увиденного по телевидению. А с Анатолием Васильевичем Калабухиным... впрочем, тут я молчу и слушаю, говорит он — об известных музыкантах, об их судьбах, об истории музыки...

— Вам, наверное, приходилось оказывать медицинскую помощь не только своим, но и приезжим артистам, в числе которых, как известно, бывает немало звезд?

— Да, конечно, все, что происходит в нашем здании, меня касается. Не так давно, например, оказывала помощь в галерее «Маэстро». Там во время размещения очередной экспозиции картина «травмировала» собственного автора. Пришлось «заглаживать инцидент».

А на днях, пока в «Кинопалаце» демонстрировался фильм «Страсти Христовы», я вынуждена была в театре, как говорится, дневать и ночевать, потому что меня все время просили подежурить: многим зрителям «было плохо» как во время просмотра фильма, так и после него. Действительно, фильм оказался очень тяжелым, не для любой нервной системы...

А что касается звезд, то, наверное, об этом неудобно рассказывать с точки зрения деонтологии (науки о врачебной этике. — Т.Н.). Ведь звезды-пациенты такие же беспомощные и жалкие во время болезни, как и любой человек... Поэтому, пожалуй, без особых подробностей скажу, что вот недавно девочки — Кристина Орбакайте и Анастасия Волочкова — приехали совершенно простуженными. Я их и «грела», и «кварцевала», и ингаляции делала...

А у Владимира Винокура, помню, перед концертом голова разболелась — хоть выступление отменяй. Мне пришлось перед его выходом на сцену «прописать» весь комплекс — от таблеток и компресса до массажа головы.

Владимир Кузьмин перед выступлением не один, а со всем своим «Динамиком» любит заглянуть: измерить давление, расспросить о харьковской жизни...

Борис Моисеев же вообще на сцену не выходит, не заглянув в здравпункт, так сказать, не показавшись медицине. И от первичного осмотра никогда не отказывается: «Температурку измерить, давленьице...»

Но особенно мне запомнился почему-то Владимир Машков: все с шуточками, прибауточками, на вид — истинный мачо, а сам перед спектаклем попросил... валерьяночки и настойки элеутерококка — «для стимула», как сам сказал.

...Вот такая в ХАТОБе медицина: то ли сценическая, то ли артистическая... А вернее всего — более чуткая. В театре ведь все-таки, а это, согласитесь, обязывает.

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

08:15

В харьковской школе установили мемориальную доску в честь выпускника-героя

20:10

Запугал несуществующей бандой: под Харьковом вымогатель получил от фермера $25 тысяч

19:25

В Харькове начальника Университета Воздушных Сил взяли под стражу

19:02

Расследование дела о ДТП на Сумской закончат до конца месяца – полиция

17:52

«Кооперативные схемы»: главный архитектор Харькова больше не под круглосуточным домашним арестом

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus