ХАРЬКОВ

Порошенко осталось три года

0

Порошенко осталось три года

Ровно два года назад, 7 июня 2014-го, Петр Порошенко вступил в должность президента Украины. Ровно через три года срок его полномочий истечет 

Можно долго спорить о том, что следует записать в провалы Порошенко за прошедшие два года, а что - в его достижения. Причем то, что одни считают несомненными победами президента, другие с не меньшей уверенностью записывают в его поражения.

Но для рядовых украинцев сейчас важнее то, что будет дальше. Давать оценки Петру Алексеевичу и его роли в украинской истории можно будет позже - например, перед президентскими выборами.

За те три года, что остались у Порошенко до выборов, ему предстоит решить множество проблем. Из них можно выделить три самых главных, ответственность за которые нельзя спихнуть на Нацбанк (как, например, курс гривны), правительство (положение дел в экономике) или парламент (евроинтеграционные законы). От того, как справится Порошенко с этими проблемами, напрямую зависит его политическое будущее. И, хотим мы того или нет, сильно зависит будущее Украины и всех украинцев.

Мир или война

Порошенко не устает повторять, что он президент мира, а не войны. Он намертво связал свой имидж со своим мирным планом, а свои политические перспективы - с Минскими соглашениями.

С одной стороны, в этом можно видеть плюс: Порошенко лично заинтересован и потому будет делать все возможное, чтобы добиться от Путина выполнения российских обязательств в полном объеме, включая вывод российских войск из Донбасса и возвращение Украине контроля над восточной границей. Его уверенность в выполнимости этого плана зиждется на обещаниях со стороны западных лидеров, гарантировавших продолжение давления на Кремль именно в этом (и только в этом) случае — то есть, если Порошенко не будет пытаться вернуть оккупированный Донбасс силой.

Но даже если предположить, что Петр Алексеевич не ошибается в своих расчетах и его мирный план будет полностью реализован до президентских выборов 2019 года, это еще не обеспечит ему автоматическую победу. Возвращение Донбасса под формальный контроль Украины - это только часть проблемы. Не менее (или даже более) важно, кто фактически будет управлять ОРДИЛО (отдельными районами Донецкой и Луганской областей). Для многих, если не для большинства, украинцев неприемлемо, чтобы на формально украинском Донбассе заправляли кремлевские марионетки, и почти столь же неприемлемо, чтобы контроль над Донбассом вернули себе Ахметов и прочие прежние «хозяева». Именно ввиду этих перспектив стала популярной идея о бессмысленности возвращения Донбасса.

Поэтому президенту будет очень трудно провести через Верховную Раду обещанные в Минских соглашениях от имени Украины законы, в особенности поправки к Конституции. И даже если парламент внемлет президентским аргументам, это может стать для Порошенко пирровой победой. Чтобы в 2019 году во второй раз получить доверие украинцев, Петр Алексеевич должен будет опровергнуть худшие опасения его критиков. Для этого ему будет необходимо воспользоваться тем, что война наполовину разрушила не только экономику региона, но и влияние там Ахметова, и создать там новую систему формальной и неформальной власти, опирающуюся на новых людей. Сейчас эта задача кажется почти нереальной, тем не менее, Порошенко нужно будет успеть решить ее еще до президентских выборов.

С другой стороны, сейчас для Украины есть большая опасность в том, что президент слишком доверился западным партнерам. Путин не выполнил Минск-1 и успешно манкирует выполнение Минска-2. Конечно, нельзя сказать, что Порошенко не думает над «планом Б». 6 июня, как бы символизируя окончание второго года своего президентства, он подписал указ, которым ввел в действие новый Стратегический оборонный бюллетень Украины, в котором говорится о повышении способности дать «гарантированный отпор вооруженной агрессии» и создании для этой цели «новых отдельных видов войск (Сил специальных операций и Высокомобильных десантных войск)».

Но за два года Порошенко так и не создал нормальной системы коммуникации с обществом и, в частности, донесения до него своих планов. Поэтому страна так и не знает, чего ждать и к чему готовиться. Одни, видя это, на свой страх и риск готовятся к худшему, то есть к возобновлению масштабных боевых действий, другие вообще ни к чему не готовятся - и в случае большой войны окажутся совершенно к ней не готовыми (и винить в этом будут именно президента). Эту проблему отсутствия коммуникации необходимо решать независимо от того, будет ли выполняться мирный план, поскольку помимо Донбасса есть еще и Крым, возвращение которого ни в каких соглашениях не записано. До выборов Порошенко придется не только сформулировать свою стратегию возвращения Крыма, но и доходчиво объяснить ее своим согражданам. 

Личная борьба с коррупцией

В глазах общества Порошенко - верховный главнокомандующий не только Вооруженными Силами, но и на фронте борьбы с коррупцией. Возможно, Петр Алексеевич надеется переложить ответственность за эту борьбу на уже созданные и создаваемые антикоррупционные органы и планируемое к созданию Государственное бюро расследований. Но несмотря на все эти специальные структуры, в общественном сознании две темы остаются крепко связанными с президентом лично. Это оффшорная тема и тема генпрокуратуры. В обоих случаях у Порошенко, если он хочет победить на выборах, нет другого выхода, кроме как провести такие реформы, которые снимут все имеющиеся к нему претензии.

Порошенко уже пообещал антиоффшорную кампанию и 28 апреля своим указом создал рабочую группу во главе с Ниной Южаниной для подготовки законопроектов по вопросам противодействия уменьшению налоговой базы и перемещению доходов за границу. В свою очередь, продвинутый Петром Алексеевичем на должность генпрокурора Юрий Луценко заявил, что он пришел на этот пост только на полтора года — за это время он обещает успеть полностью реформировать ГПУ. Если провести настоящую деоффшоризацию и действительно обновить ГПУ в кадровом, структурном и функциональном плане, то это существенно изменит правила игры в политике и экономике, и украинцы это обязательно почувствуют. Если же все это останется только обещаниями, то в глазах общества (да и объективно) виноват будет лично Порошенко.

Более того, он уже не сможет ссылаться на то, что коррупционеров защищает судебная система, поскольку он успешно провел через Верховную Раду судебную реформу. Она позволит ему в считанные месяцы установить контроль над судебной системой и создать свой судейский корпус. Если новые судьи будут покрывать коррупционеров, в глазах общества (да и объективно) виноват будет, опять же, лично Порошенко. 

Готовность к уходу

Общество очень негативно отнесется к попытке переизбраться на второй срок с помощью страшилок, что иначе победа достанется прокремлевским силам. Можно надеяться, что у Порошенко хватит ума не прибегать к такому шантажу. Наоборот, общество воспримет как заслугу нынешнего президента, если оно на президентских выборах будет иметь возможность выбирать между нормальными кандидатами, называющими Путина агрессором и оккупантом, не подвергающими сомнению европейский выбор Украины и необходимость вступления в НАТО.

У Порошенко есть перед глазами живой пример Михеила Саакашвили, который оказался не готов к уходу и поражение которого на президентских выборах в Грузии действительно стало победой Путина. Чтобы научиться на этом примере, украинскому президенту нужно думать о том, какой будет украинская партийная система через три года и какое место будет занимать в ней президентская партия.

«Солидарность» может повторить, а может и не повторить ошибки «Нашей Украины» времен Ющенко и Партии регионов времен Януковича, которые были сильны лишь постольку, поскольку были партиями власти. Примечательно, что партия «УДАР» продолжает активно функционировать и пиарить на своем сайте Виталия Кличко, хотя тот возглавляет«Солидарность». Это говорит о том, что даже в рядах самой «Солидарности» нет уверенности в светлом будущем этой партии.

Сейчас меняется конфигурация всей политической системы Украины: КПУ и ПР устранены со сцены, «Оппоблок» выталкивается на маргинес, тем временем формируется сразу несколько «патриотических оппозиций»: «Самопоміч», «Батьківщина», партии Ляшко и Саакашвили. Порошенко необходимо создать такую политическую систему, при которой власть (в частности, президентская) спокойно, без революций переходит из рук в руки. Кстати, планируемое с сентября возрождение института госсекретарей в министерствах — шаг в этом направлении. Но нужны и другие шаги. Это не значит, конечно, что Порошенко должен ставить перед собой задачу потерять власть. Но он должен думать о том, чтобы «Солидарность» из партии власти (которая посыпется в случае поражения) превратилась в полноценную партию, способную пережить пять лет в оппозиции и вернуться к власти. Для начала, там не должно быть тех, кто переметнется в случае поражения. 

Фото: PHL 

Информация по темам: Петр Порошенко, партия, депутат

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

18:22

Харьковчанам предлагают показать своих необычных питомцев

17:46

Украинской журналистке нужна помощь в борьбе с редким заболеванием

17:10

В Харькове на реконструкцию трамвайного переезда потратят 41 миллион гривен

16:08

Неля Штепа не находится в критическом состоянии – прокуратура

14:53

На проспекте Гагарина в Харькове перевернулась легковушка

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus