ХАРЬКОВ

«ПАЛЕСТИНЦЫ», «ПАТРИОТЫ» И КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК

0

«ПАЛЕСТИНЦЫ», «ПАТРИОТЫ» И КОРОЛИ БЕНЗОКОЛОНОК

Бензином в Харькове заправляются «палестинцы» и «патриоты». «Патриоты» всегда, вне зависимости от времени года, смены правительства или экономического кризиса, покупают бензин на одной АЗС, где качество топлива проверено годами и километрами. Как водится, «патриоты» подъезжают к АЗС на шикарных автомобилях и со снисходительной улыбкой декларируют свое основное водительское правило: «Дорогую машину дешевле заправлять дорогим бензином». Бедному такая мудреная сентенция не по карману, — у него диаметрально противоположное жизненное кредо: «Дешевую машину дешевле заправлять исключительно дешевым бензином». А где, на какой заправке, трассе или в какой подворотне найдется подозрительно дешевый бензин — не принципиально. Таких автолюбителей профессионалы с некоторых пор стали называть презрительно «палестинцами» — людьми, у которых нет родины, а точнее, преданности родной автозаправке

Войны «бензиновых» королей

«Палестинцы» и «патриоты» появились на харьковских дорогах с началом перестройки. До середины 80-х все автовладельцы были на одно лицо, поскольку покупали бензин исключительно на заправках «Харьковнефтепродукта», тогдашнего монополиста на региональном бензиновом рынке. В 1978 году на весь Советский Союз было 2400 АЗС, на всю Японию — 44 000 АЗС.

Со временем ситуация изменилась, у «Харьковнефтепродукта» появились конкуренты. Сегодня в одной Украине АЗС больше, чем в бывшем СССР. Недолгое время на харьковском бензиновом рынке наблюдалось приятное затишье. Бизнесмены средней руки открывали АЗС на выездах из города, окружных разъездах и автомобильных трассах, извлекая немалые прибыли и имея в своем активе не больше 2-3-х заправок. Гром грянул, когда в Харьков, вытаптывая средний бизнес своих местных коллег, ворвались российские гости: «Лукойл», успевший к тому времени скупить контрольный пакет акций Одесского нефтеперерабатывающего завода, и Тюменская нефтяная компания, или ТНК, фактический владелец Лисичанского завода. К июню прошлого года, когда любимая дочь вице-президента «Лукойла» Ралифа Сафина приехала в наш город с гастролями, харьковчане уже заправлялись бензином в сети ее заботливого папаши и дружно подпевали незатейливый мотивчик из последнего шлягера звезды: «Значит, наступила зима...»

Возможно, спорный музыкальный талант певицы «Лукойла» Алсу несколько смягчил грозную мощь компании, и операция по пересадке «Лукойла» на харьковский рынок прошла безболезненно, чего не скажешь о внедрении ТНК. Ее продвижение на украинский рынок связывают с переходом, точнее — переездом, Виктора Черномырдина в здание российского посольства в Киеве.

«Позвольте мне передать самые искренние поздравления от всего российского народа», — обратился посол к харьковчанам. И Харьков доверчиво принял поздравления господина Черномырдина, а также ярко-синие флаги ТНК, с легкой руки Черномырдина запестревшие в разных точках города.

Тем временем ТНК и «Лукойл» предложили харьковчанам работать по новой системе с мудреным иностранным названием «джобберская программа». Суть ее состоит в том, что непосредственные хозяева АЗС подписывают договор, согласно которому поставщик (в данном случае, «Лукойл» и ТНК) снабжает автозаправки только собственными нефтепродуктами, а владельцы АЗС, в свою очередь, обязуются соответствовать стандартам поставщика по техническим характеристикам и внешнему виду. Доходы распределяет компания-поставщик. Последний пункт не очень устраивал независимых харьковских владельцев АЗС, поскольку лишал их финансовой самостоятельности. Видя упорное нежелание харьковчан переходить под флаги ТНК, около года назад эта компания резко снизила цены на бензин. Десятки мелких владельцев АЗС разорились, а потом ТНК снова выровняла цены до прежнего уровня.

«Последние 3 года происходит укрупнение капитала. На харьковский рынок пришли такие монстры, как ТНК, «Лукойл», АВИАС, что привело к снижению товарооборота у независимых владельцев. В прошлом году, когда ТНК проводила несколько нереальных скидок и весь харьковский регион торговал с убытком, в ответ была создана Ассоциация независимых владельцев АЗС», — говорит председатель этой общественной организации Вадим Фомин. Он называет харьковский бензиновый рынок уникальным. Почему? Потому что есть одно небольшое, но принципиальное отличие бензинового Харькова от других городов. В регионах Украины практически все АЗС принадлежат двум-трем гигантам, и только в Харькове в жесткой конкурентной борьбе с крупным бизнесом сумели выстоять бизнесмены средней руки, владеющие двумя-тремя АЗС.

Это сладкое слово «бензин»...

Потребительский спрос на бензин в Харькове постоянно растет, поскольку требуется он и собственному автопарку, и заезжему — в городе находится развязка мощных автомобильных маршрутов. Через Харьков проходят крупнейшие магистрали с интенсивностью движения свыше 10 тысяч автомобилей в сутки: Москва — Белгород — Харьков — Запорожье — Симферополь и Киев — Харьков — Красный Луч — Ростов-на-Дону. Основная часть всех АЗС (от 40 до 60%) расположена на выездах из города, окружных разъездах и автомобильных трассах, причем в последнее время их количество увеличивается в арифметической прогрессии. Власти и предприниматели прекрасно осознают привлекательность топливного рынка и делают все возможное, чтобы извлечь из этого максимальную прибыль. В рейтинге перспективности бензинового рынка Харьков прочно удерживает 4-е место в Украине после Донецкой, Львовской и Киевской областей.

Приемчики харьковских колотильщиков

Но есть у нас и золотая медаль, правда, за сомнительные достижения. После одной из киевских проверок выяснилось, что самая неблагоприятная бензиновая ситуация складывается в Харькове. 40% нефтепродуктов, продаваемых на АЗС города, оказались бодяжными. Харьковские колотильщики признаны самыми профессиональными специалистами в стране по превращению низкооктанового горючего в высокооктан. По уровню профессионализма они определили даже общепризнанных украинских лидеров бодяжного рынка — колотильщиков Крыма и Николаева.

«Я розумію, що не директори там калатають. Це виконавці там калатають, — заявил на пресс-конференции начальник Харьковской областной налоговой администрации Александр Бандурка, по предварительным результатам операции «Нефть» обнародовавший случаи подмены 95-го бензина 76-м. — Харків’яни мало подають в суд позовів за обман. Якби наслухався реклами, пішов би в інститут Бокаріуса, відніс каністру бензину, зробили аналіз — і в суд».

Испытательная лаборатория нефтепродуктов «СБМ-плюс», конечно, не институт Бокариуса, но и здесь точно знают, как можно забодяжить низкоотановый бензин. Оказывается, с помощью присадок — химических веществ, позволяющих сделать из 76-го бензина 92-й, а из 92-го — 95-й. Арифметика простая: чем выше октановое число в бензине, тем выше его цена. Руководитель лаборатории Марина Бурова сетует на то, что «присадки, повышающие октановое число, стали доступны. Они могут покупаться не только большими нефтеперерабатывающими заводами, но и частными предпринимателями. Это открывает возможности для самостоятельного изготовления бензина в кустарных условиях. Отсюда ноги растут у миллионов канистр с бодяжным бензином». в тему:

Кроме присадок, Марина Бурова отмечает еще одну проблему — смешивание разных марок бензина (по умолчанию). Сейчас в Украине выпускается бензин по двум нормативным документам: с традиционной маркировкой А-76, А-92 и т.д., а также этилсодержащий бензин, который маркируется двумя буквами: ЭК. Так вот, категорически запрещается заливать в резервуары нефтебаз, автозаправок и — внимание! — баков автомобилей разные марки бензина (традиционный и этилсодержащий), если они предварительно не зачищены от подтоварной воды и мертвого осадка. «Необходимо информировать потребителя, какую марку бензина предлагает та или иная заправка, — считает Марина Бурова. — Случаи, которые происходили по незнанию автомобилистами этой информации, приводили к полной остановке двигателя, потому что при смешении этих бензинов выпадает некая желеобразная масса. Такая информация обязательно должна быть доведена в рекламном табло АЗС. И только тогда потребитель будет точно знать, на какой АЗС ему заправляться».

Чтобы избежать мелких неприятностей с двигателем, в лучшем случае, и полной его остановки, в худшем, специалисты советуют заправляться на АЗС, которые отвечают за качество горючего своим именем. Поэтому, по мнению экспертов, лучше заправляться на брендовых АЗС. Кстати, на них приезжают фактически все дорогие автомобили, которые не заливают в бак что попало и которые, как мы уже знаем, называются «патриотами» (в противовес «палестинцам»).

В арсенале владельцев 177-ти харьковских АЗС, кроме получения доходов за счет бодяжного бензина (что особо актуально в условиях фиксированной ставки на 95-й бензин в размере 2 грн 90 коп.) существует еще один способ выживания, именуемый «компьютерное мошенничество». Этот метод недолива дорогостоящий, но надежный, и применяется даже на современных АЗС, позволяя недоливать литр бензина на каждых десяти литрах горючего. На АЗС, где точность отпуска бензина контролируется компьютером, владельцы покупают «усовершенствованное» компьютерное обеспечение, с помощью которого варьируется недолив.

Бензин как двигатель политики

Итак, уникальность бензинового рынка в Харькове определяется тремя условиями.

1. Относительно мирным сосуществованием монстров бензинового рынка с мелкими владельцами АЗС, имеющими в своем запасе две-три АЗС.

2. Территориальной привлекательностью Харькова как центра развязки автомобильных дорог.

3. Высочайшим уровнем «колотильного» мастерства в области превращения низкооктана в высокооктан.

Проблемы бензинового рынка специалисты склонны относить не столько к экономике, сколько к политике. Может быть, именно поэтому все нефтекризисы болезненно воспринимаются наверху, да и контролируются сверху. По данным общественного опроса, проведенного 15 июня, 88% жителей Украины ощутили негативные последствия резкого повышения цен на бензин. 68% озаботились ростом цен на питание и одежду, а 95% считают, что виновато во всем правительство. Но до тех пор, пока бензин будет продуктом политическим, короли бензоколонок будут оставаться чуть-чуть стратегами, чуть-чуть бизнесменами и, конечно, по-своему чуть-чуть политиками

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

19:22

Масленичные гулянья: харьковчан приглашают на блины на площадь Свободы и в Центральный парк

18:40

В харьковском «Диснейленде» установили скульптуру влюбленной парочки

18:10

В Харькове за нарушение ПДД уволили водителя маршрутки

17:20

В городе в Харьковской области из-за ОРВИ закрыли почти все школы

16:45

Харьковский художник стал лауреатом Шевченковской премии

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus