ХАРЬКОВ

Строительство метро «Победа»: тихие рельсы и мини-депо

0

Строительство 30-й станции харьковской подземки вышло на финишную прямую. Метростроители обещают, что уже 23 августа на долгожданную «Победу», которую обещали открыть еще в 2012-м, придут поезда  

Корреспондент «Сегодня» побывал под землей, где 150 рабочих трудятся в две смены, и даже помог труженикам шлифовать плитку и заталкивать под рельсы щебень.

На платформе будущей станции кажется, что работа перестает кипеть лишь во время обеденной сиесты. Повсюду разложены стройматериалы, шумят болгарки, дрели и перфораторы, пыль в буквальном смысле стоит столбом, ведь под землей проветрить - никак. В такой момент удивительно наблюдать за наборщиком плит, который без лишней суеты аккуратно кладет на раствор фрагменты черного гранита габбро и белого турецкого мрамора, которые создадут дизайнерский ансамбль путевой стены. А вот от орденов, которыми планировали изначально украсить стены, отказались в связи с законом о декоммунизаии.

Рядом трудится еще один мастер, облицовывая колонны станции украинским красным гранитом. «Перед укладкой каждую плиточку нужно хорошенько отшлифовать», - комментирует свои действия рабочий. И вот корреспонденту «Сегодня», чтобы не простаивал без дела, тут же вручают шлифмашинку и подводят к козлу, на котором аккуратно уложены плиты. «Зажимаешь кнопку и водишь по плите, будто гладишь котенка. Главное - не суетись», - напутствовал опытный строитель. Ничего сверхсложного в шлифовке и вправду нет, гораздо труднее физически оказалось замешивать раствор в вестибюле № 3, где рабочие заливали пол. Пришлось таскать ведра с песком, щебнем, цементом и водой, чтобы заполнить бетономешалку. Затем готовый раствор выливали на пол, а мастер выравнивал. Дальше нас ждала экскурсия в «закулисье» станции «Победа» - мини-депо.

На конечной станции любой ветки машинист заводит поезд в тупик, чтобы перейти в противоположный вагон и поехать обратно. Здесь же возводят еще и мини-депо. «С открытием новой станции нам придется пускать и новые поезда. Тут составы могут пройти полное техническое обслуживание, как и в обычном депо. Правда, рассчитано оно лишь на два поезда», - поясняет исполнительный директор «Тоннельстроя» Александр Луценко.

Во время нашего визита метростроители как раз обустраивали пути, поэтому мы не могли пройти мимо рабочего, долбящего шумным электромолотком по щебню. Казалось, что новичок с первого раза эту штуку в руках может и не удержать, но на деле все не так сложно, тем более рядом с бывалыми путейщиками. «Смелее дави, смелее, нужно щебенку под шпалы загнать и утрамбовать как следует!» - подсказывают специалисты, перекрикивая шум. А в голове крутится назойливая мысль: «Хоть бы штуку эту не сломать да по ноге себе не треснуть».

В награду за помощь и старания метростроители, уже как своих, провели нас в святая святых «Победы» - совмещенную тяговую подстанцию (СТП), которая представляет собой просторное помещение с множеством ячеек, в которых видны сотни кнопок и проводов. «Это - сердце станции, здесь электроэнергия перерабатывается и подается на станцию и контактную рельсу», - говорит электромонтажник Сергей Романенко.

После пуска «Победы» работать здесь будут всего три человека, а обычным пассажирам сюда вход воспрещен. Но прежде чем станция окончательно оживет, здесь еще нужно закончить облицовку, электромонтажные и сантехнические работы, довести до ума ходовой и контактный рельсы, проложить высоковольтный кабель и установить контактную сеть. На все про все у строителей времени - полтора-два месяца, ведь уже в конце мая на станции должны начать обкатку поездов.

«Эта станция будет для нашего метрополитена уникальной и наверняка удивит харьковчан, - не без гордости говорит директор КП «Харьковская дирекция строительства метрополитена» Наталья Линник, которая в курсе любого события, происходящего на стройплощадке. - Сейчас мы идем по пешеходному переходу, с которого пассажиры через спецокна смогут увидеть, что происходит на самой платформе».

В этот момент наш экскурсовод останавливается и указывает на пустую пока шахту, ведущую вниз от уровня пешеходного перехода к уровню платформы. Тут установят первый в нашем метро подъемник для людей с ограниченными возможностями.

Еще одну новинку харьковской подземки должны будут по достоинству оценить жители высоток по соседству с линией. Речь идет о так называемых польских кубиках - специальных прокладках, расположенных между рельсами и бетоном. Благодаря им на поверхности почти не будет слышно звуков проезжающих составов.

НАХОДКИ: МАМОНТ И РЫБА ИЗ ПРОШЛОГО

Первые метры тоннелей харьковской подземки строители начали рыть почти 48 лет назад. Прошлое бывалые работники вспоминают с ностальгией, несмотря на то, что условия работы тогда были хуже нынешних.

«Из оборудования у нас, грубо говоря, была пила «Дружба-2» и отбойный молоток, ну и цемент М-400 из материалов - вот и все. Автоматизации не было такой, как сейчас, все приходилось делать своими руками и носить все на своих плечах», - вспоминает метростроитель Григорий Горбань, который с 1971 года работал на стройплощадках 8 станций, в том числе и самой первой – «Южный вокзал». По его словам, именно привокзальная станция была для него самой сложной, ведь ее строили закрытым способом - под землю спускались по проходке и порой не просто работали под землей, но и, можно сказать, жили там.

Но неудобства для строителей обернулись настоящей удачей для историков и археологов. Работая на большой глубине, во время закладки первого ствола под улицей Славянской, возле вокзала, рабочие нашли останки мамонта. Основную часть скелета передали в Исторический музей и музей природы, а один зуб древнего обитателя нашей планеты метрополитен оставил себе на память. Сейчас его можно увидеть в музее харьковского метро.

Находили строители в недрах подземелья и рыбу, которой, по оценкам археологов, 33 миллиона лет, не говоря уже о различных предметах быта и украшениях наших предков. В метро считают, что находок могло быть больше, если бы харьковская подземка строилась глубже, но по сравнению с тем же киевским метрополитеном, в Харькове станции строят намного ближе к поверхности.

А вот настоящей напастью для метростроевцев была вода - на многих стройплощадках рабочим приходилось постоянно откачивать грунтовые воды. «Условия работы у нас всегда разнообразны и непредсказуемы, бывало так, что проходили тоннели под речками. Ну а самые яркие воспоминания у меня связаны, конечно, со станцией «Академика Барабашова». Там кругом было болота и камыш, нам приходилось в буквальном смысле плавать на плотах и забивать сваи, чтобы перемещаться по стройплощадке», - вспоминает главный технолог станции «Победа» Иван Копачевец.

Ветеран метростроя мечтает, чтобы после «Победы» в Харькове не прекращали строительство метро и сразу же перешли на другую стройплощадку, ведь в случае простоя рабочие уедут строить подземку в соседние страны и собрать команду профессионалов будет сложно.

 

ЛЕГЕНДЫ: МАВЗОЛЕЙ, БУНКЕРЫ И ЗАКРЫТЫЙ ПРОЕКТ

Как и любое другое подземелье, харьковское метро за 40 лет существования обросло множеством баек. Так, поговаривают о существовании секретных помещений, одно из которых якобы расположено на нескольких подземных этажах между станциями «Университет» и «Госпром», другое - прямо под управлением метрополитена. По легенде, в бункерах могли укрыться от любой напасти городские и областные чиновники. Правда, в метрополитене эту информацию не подтверждают.

Другой миф и вовсе гласит, что под улицами Харькова находится мавзолей, в котором покоятся останки вождя мирового пролетариата, дескать, на Красной площади в Москве лежит его двойник. Но это больше похоже на первоапрельскую шутку, чем на правду.

Еще одна легенда повествует о существовании целой тайной ветки метро, которая ведет от Салтовки до Шатиловки, проходя под станцией «Киевская» и Пятихатками. Эту секретную ветку строили якобы в целях государственной безопасности, на случай, если нужно будет эвакуировать физиков-ядерщиков из Пятихаток.

Есть мифы, от которых у впечатлительных могут и волосы стать дыбом. Поговаривают, что в нашей подземке обитают метровые крысы-мутанты и призраки. Одно привидение якобы можно увидеть на станции «Площадь Конституции». Если сфотографировать платформу в момент прибытия поезда, на снимке якобы будет видна аура человека, но снимков, подтверждающих это предположение, к сожалению, нет.

Связывают с харьковским метро и куда более правдоподобные факты. Например, бытует мнение, что история нашей подземки началась не в 1968-м, как принято считать, а в 1930-е. «В «столичные» времена для Харькова разрабатывали проект, согласно которому подземка должны была появиться в нашем городе на 40 лет раньше. Были чертежи, расчеты и макеты будущего метро, но потом столицей стал Киев, проект закрыли, членов группы, которая им заведовала, репрессировали», - рассказывает историк Макс Розенфельд, который утверждает, что проект частично воплотили в существующих станциях.

Розенфельд также поведал, что первые в Союзе проектировщики метро также неразрывно связаны с Харьковом. «Когда в 1930-е в Москве решили строить подземку, столкнулись с тем, что профильных специалистов не было. Поэтому главным архитектором первой и второй линии Московского метро стал Самуил Кравец - проектировщик харьковского Госпрома», - говорит историк.

Информация по темам: метрополитен, станция, вагон

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

14:50

Харьковчане, пользовавшиеся субсидий, задолжали за отопление 260 миллионов

14:50

В Харькове в собственном киоске погиб обувной мастер

13:54

В Харькове создадут институт танковых войск

13:15

Жителя Харьковской области на пастбище затоптал бык

12:52

В Харькове жестоко расправились с таксистом

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus