Социальный автобус Мерефа — Харьков. Семейная схема мэра?

"Харьковский антикоррупционный центр" выяснил, что в льготной схеме перевозок есть прямое нарушение Закона "О предупреждении коррупции"

Льготники могут добраться из Мерефы в Харьков и обратно на специальном автобусе. Жители считают новый график поездок неудобным, активисты же подозревают местные власти в организации коррупционной схемы, передает медиагруппа "Накипело".

В этом году каждый житель Мерефы дополнительно заплатит за проезд льготников по 120 гривен. А всего компенсация льготных перевозок обойдется громаде в три миллиона гривен. Это стоимость пилотного проекта местного горсовета "Социальный автобус". Таких спецрейсов три, автобусы ходят по графику. Мы узнали, удобна ли новая услуга и почему она настолько дорогая.

Раньше местным жителям с правом бесплатного проезда в общественном транспорте достаточно было показать водителю льготное удостоверение. Последние неохотно соглашались: приходилось долго ждать компенсацию перевозок от городского совета. По информации "Харьковского антикоррупционного центра", в 2018—2019 годах сумма возмещения колебалась в пределах 260—360 тысяч гривен в год. Чтобы решить проблему и сэкономить, в январе Мерефянский горсовет запустил проект "Социальный автобус". Услуга доступна пенсионерам, участникам боевых действий, людям с инвалидностью, "чернобыльцам", детям из многодетных семей, детям-сиротам и лишенным родительской опеки. Они ездят по электронным карточкам.

Успей на рейс, если сможешь

Как нам рассказала заместительница мэра Светлана Рудницкая, в Мерефянской ОТГ проживают примерно 9 000 человек с правом льготного проезда. Для них три автобуса из разных районов города курсируют по графику.


"Кому-то нужно поехать утром, кому-то — в обед. Но мы сначала провели общественные слушания, потом высказались представители ветеранских организаций, внесли свои пожелания по графику работы автобусов. Мы подстраиваемся под нужды населения", — заявила чиновница.

В час пик в автобусе заняты все сидячие места. Еще не все пенсионеры успели опробовать новый рейс. Галина Легеза живет в селе Утковка Мерефянского района. Говорит, раньше могла добраться в город в любое время. Теперь надо подгадать под расписание, даже к врачу не всегда успеешь. Нашим словам о собрании громады она удивилась.

"Сейчас я могу приехать в Мерефу лишь два раза в день: утром, и сразу вернуться, а потом — в обед. Не было у нас никаких общественных слушаний. Депутаты проголосовали. Мы могли на сессии высказаться уже по итогу", — объяснила Галина Легеза.

Многодетной матери Ольге Бакуте расписание тоже добавило неудобств. У нее шестеро детей. В школе у всех уроки заканчиваются в разное время, а некоторые дети посещают кружки. В результате где-то, да не успеешь.

"Утром еще попадаем на рейс, назад из школы — нет. Около 15:00 трое детей трижды в неделю посещают музыкальную школу. Надо успеть туда и вернуться домой. Дети же не будут голодные до вечера сидеть, пока придет этот социальный автобус", — жалуется Ольга.

При чем здесь семья мэра?

Новую услугу так бы и обсуждали только в громаде, если бы не люди, связанные с проектом. "Харьковский антикоррупционный центр" выяснил, что в льготной схеме перевозок есть прямое нарушение Закона "О предупреждении коррупции". В организации преступной схемы активисты подозревают мэра Мерефы Вениамина Ситова.

"В этом году компенсация проезда обойдется громаде в 3,6 миллиона гривен. Фактически деньги получит предприятие, связанное с семьей мэра. Мерефянским автотранспортным предприятием владеет сын Вениамина Ситова. Согласно декларации мэра, его сын получает зарплату с предприятия. Расположено это АТП на земле, которая принадлежит жене мэра", — перечисляет спорные моменты юрист Владимир Рысенко.

В этом году местная мэрия заключила договор о льготных перевозках с ФЛП Корниенко Анатолий Николаевич. Из 3,5 миллиона гривен он получит 2,6 миллиона. Частный предприниматель зарегистрирован на земле, принадлежащей жене Вениамина Ситова. Он же арендует автобусы у Мерефянского АТП.

"В результате деньги из семьи никуда не уходят. Это реальный конфликт интересов, — говорит юрист. — Если бы был проведен открытый конкурс на эти же маршруты, и перевозчики не были связаны с конкретными чиновниками местного органа самоуправления, никаких вопросов к этим суммам не возникло бы".

С Корниенко местный горсовет сотрудничает давно. По данным ProZorro, в прошлом году исполком заплатил предпринимателю за перевозку льготников 255 тысяч гривен. За проезд воспитанников Дома культуры, футбольной команды, детей-льготников и ликвидаторов аварии на ЧАЭС он получил 276 650 гривен в 2019-м и 297 550 гривен в 2018 году.

О возможном конфликте интересов мы расспросили заместительницу мэра. Чиновница заявила, что тендер прошел законно. Удалось ли сэкономить бюджет громады благодаря новой услуге, пока неясно.

Светлана Рудницкая, заммэра: "Вы же понимаете, что такое тендерные закупки? Там все прозрачно. Кто может выиграть, кто может податься, —  это все происходит согласно действующему законодательству. За прошлый год мы заплатили в полном объеме те средства, которые выставили нам перевозчики. То, что принято на сессии, то мы и оплатили. Пока у меня нет других комментариев по этому поводу. Не проведен анализ, потому что это пилот".

Журналистка: "Но когда в конкурсе участвуют родственники — это незаконно?".

Светлана Рудницкая: "Я не знаю, что вам ответить. Я не специалист".

Ждем ответ прокуратуры Харьковской области о возможном составе преступления и наказании подозреваемых.


Читайте также