Бюджетные тендеры по-харьковски: победители становятся банкротами

В чем состоит изюминка харьковских тендеров

Украину накрыла настоящая лихорадка тендеров, когда власти буквально разбрасываются деньгами из местных бюджетов, зачастую расходуя их вовсе не на то, что имело бы смысл в военное время. Возможный ответ на вопрос, почему это происходит, лежит на поверхности: на этом легко заработать. "Комментарии" решили разобраться, как расходуются средства в крупнейших городах страны. Итак, Харьков.

Первое, что бросается в глаза – небольшие суммы заказов из местного бюджета на проведение работ по трем основным Департаментам Харьковского горсовета – инфраструктуры, строительства, ремонта и реконструкции дорожного хозяйства, и жилищно-коммунального хозяйства.

Так, среди тех, кто организовывает тендера на миллиарды гривен много коммунальных предприятий:

Но есть в аукционах по-харьковски и своя “изюминка”.

Победитель тендеров в Харькове – коммунальное предприятие в состоянии банкротства

Если в Днепре наиболее частыми победителями гостендеров становились фирмы из окружения Геннадия Корбана и братьев Дубинских, то в Харькове фаворит – коммунальное предприятие “Горэлектротранссервис” - основной перевозчик харьковчан.

Так, из 4,31 млрд грн, которые по данным аналитической системы Clarity Project потратил Департамент инфраструктуры Харьковского горсовета, на долю КП “Горэлектротранссервис” приходятся 2,5 млрд грн, то есть около 60%. А общая сумма его доходов от тендеров еще больше.

И тем более неожиданным является тот факт, что в марте 2023 года суд открыл производство по банкротству КП “Горэлектротранссервис”. Заметим, предприятия, которое только на тендерах Департамента инфраструктуры заработало 2,5 млрд грн. А еще по данным Clarity Project “Горэлектротранссервис” получил:

  • 577,5 млн грн – от КП “Салтовское трамвайное депо”;

  • 455 млн грн – от КП “Жовтневе трамвайное депо”;

  • 384,4 млн грн. – от КП “Троллейбусное депо №2”;

  • 288 млн грн. – от КП “Троллейбусное депо №3”.

Всего на госзакупках “Горэлектротранссервис” заработал по данным аналитического сервиса YouControl 4,4 млрд грн.

И тем не менее, 23 марта 2023 года Хозяйственный суд Харьковской области открыл производство о банкротстве “Горэлектротранссервиса” из-за долга немногим более 900 тысяч гривен ФОП Олегу Шевцову.

С учетом оборотов КП долг в 1 миллион гривен вовсе не является для него чем-то неподъемным, тем не менее спустя полгода задолженность так и не выплачена, а судебные заседания по делу о банкротстве продолжаются. 

Любопытно, что фамилия инициатора банкротства “Горэлектротранссервиса” - ФОПа Олега Шевцова упоминается в деле о банкротстве еще одного харьковского КП – “Жилкомсервис”, который управляет всем жилым фондом Харькова. Производство по его банкротству было открыто 21 марта, то есть всего на 2 дня раньше аналогичного решения по “Горэлектротранссервису”, из-за задолженности на сумму в 1,4 млн грн.

Такая синхронность кажется весьма подозрительной и может объясняться попыткой фиктивно обанкротить предприятие. Например, для того, чтобы не отвечать, куда ушли 4,4 млрд грн на выигранных “Горэлектротранссервисом” тендерах и 400 млн грн, выигранных “Жилкомсервисом”.

Надо сказать, что харьковские КП часто становятся победителями тендеров мэрии на сотни миллионов гривен, например, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Харьковского горсовета отдал следующим КП победы в тендерах на сотни миллионов гривен:

  • “Харьковское ремонтно-строительное предприятие” - на 582,5 млн грн;

  • “Харьковспецстрой” - 300 млн грн;

  • “Горсвет” - 203 млн грн.;

  • “Харьковжилстрой” - 176,5 млн грн;

  • “Харьковзеленстрой” - 145,1 млн грн;

  • “Харьковгорлифт” - 102 млн грн.

На 483 млн грн выиграло тендеров у Департамента инфраструктуры Харьковского горсовета КП “Харьков-сигнал”, правда по одному из них – на содержание светофоров от 26 ноября 2020 года, идут суды. Государственная аудиторская служба сочла победу КП незаконной и оспаривает ее в суде.

800 миллионов для заммэра Харькова

Но не только КП выигрывают тендера в Харькове. Хотя и частные фирмы-победители, по данным СМИ, также связаны с мэрией.

Так, 627,3 млн грн от Департамента инфраструктуры получило ООО “Современные технологии инфраструктуры” и 220 млн грн – ЧАО “Югспецстрой”. Впрочем, “Современные технологии инфраструктуры” сменила название и стала ООО “Бонис-компани”, но не это главное.

Еще в 2017 году Харьковский антикоррупционный центр обнаружил связь обеих фирм с заместителем мэра Харькова Евгением Водовозовым. Кстати именно он курирует вопросы инфраструктуры в городе.

Так, “Югспецстрой” имел одинаковый номер телефона и адрес с “Югспецстрой Инженеринг”, который принадлежит Науму Водовозову – отцу чиновника. А вот ООО “Современные технологии инфраструктуры” ранее владел некий Евгений Либерман, который, якобы, давал Евгению Водовозу пользоваться новеньким авто Toyota Land cruiser 200, что чиновник отразил в своей декларации за 2017 год.

Кстати, 627,3 млн грн от Департамента инфраструктуры Харьковского горсовета являются единственными тендерами, выигранными ООО “Современные технологии инфраструктуры.

Немалые деньги, 136 млн грн, из горбюджета получило ООО “Ситирейл”, о котором Харьковский антикоррупционный центр пишет как о компании, в которой по совместительству работают многие действующие работники КП “Горэлектротранссервис”. Сам пребывающий ныне на стадии возможного объявления банкротом “Горэлектротранссервис” выплатил “Ситирейлу” 49 млн грн.

Почти 8 миллиардов для экс-регионала Харченко

Но какой компании действительно можно позавидовать, так это ЧАО “Трест Житлострой-1”, которая на гостендерах заработала 7,67 млрд грн, причем почти 2,9 млрд из них пришлись на одного заказчика – “Харьковский зоологический сад”. 

Зоопарк, строительство которого уже обошлось более чем в 4 миллиарда гривен. Кстати, в суде с 29 марта находится на рассмотрении дело о признании предприятия банкротом. Но в этом случае обошлось без участия вездесущего ФОПа Олега Шевцова – инициатором выступило "Харьковоблэнерго". 

Согласно официальным данным ЧАО “Трест Житлострой-1” имеет закрытый реестр акционеров, но председателем его правления является почетный гражданин Харькова 73-летний Александр Харченко.

Известно, что прежним руководителем компании был Валерий Арутюнов, о чьей смерти мэр Харькова Игорь Терехов сообщил в своем Telegram-канале 2 октября 2022 года и назвал его своим личным другом, дружба с которым началась еще в студенческие годы и для него это “личная потеря”.

Словом, вряд ли можно сомневаться, что у нового главы “Житлостроя-1” хорошие отношения с мэром Харькова, просто тяжело представить, что личного друга градоначальника мог бы заменить враг Игоря Терехова или хотя бы нейтральный к нему человек. Да и сам Харченко для “Житлостроя-1” не чужой человек: до смерти Валерия Арутюнова он был главой наблюдательного совета предприятия, а работать в нем начал еще в 1973-м году.

Сам Александр Харченко опытнейший строитель и многолетний руководитель “Житлостроя-1” еще до Валерия Арутюнова, правда и был членом Партии регионов в бытность депутатства в Харьковском областном совете. Но это не мешает его предприятию зарабатывать миллиарды на государственных тендерах.

Возможно, несколько портит настроение Александру Харченко лишь уголовные производства, в которых замешано предприятие, например, незаконное завладение недвижимостью. Производство тянется еще с весны 2020 года.

Дорожные короли – семья Кернеса, одесситы, Александр Бойко и турки

Строительство и ремонт автодорог всегда считалось “золотой жилой” для вывода средств из казны в частные руки. И в Харькове несомненный фаворит – ООО “Паркинг+”, заработавший на господрядах 2,81 млрд грн. Причем 2 млрд 20 млн грн из них заплатило КП "Дорремстрой".

По данным СМИ, до смерти в 2020 году мэра Геннадия Кернеса “Паркинг+” контролировался его окружением, потом доля перешла к пасынку градоначальника Родиону Гайсинскому. Правда, в настоящий момент фирма контролируется 4 жителями Одессы и одесской же фирмой “Стройнавигатор”, но вот ее директором выступает Роман Владимирович Быков. Последний известен в Харькове как человек близкий к Геннадию Кернесу в политических проектах мэра – член Совета Харьковской областной организации, ныне запрещенной, ОПЗЖ и глава областной организации партии “Доверяй делам”. Одно время он даже успел поработать советником главы Сумской облгосадминистрации, но потом вернулся домой и возглавил фирму, аффилированную с Кернесом.

И тут вероятны два варианта – или новые одесские владельцы ему доверяют, или же “одесситы” лишь ширма для семьи Геннадия Кернеса, по-прежнему руководящих предприятием.

Последний тендер на поставку сырья для дорожного покрытия у КП “Дорремстрой” ООО “Паркинг+” выиграл в апреле 2023 года, заработав 341 млн грн. 458,3 млн грн у КП “Дорремстрой” выиграло ООО “Технострой-дор”, принадлежащее уроженцу Полтавской области Михаилу Раду. У фирмы весьма “богатое” криминально-судебное настоящее – почти 300 судебных документов. В их числе подозрение в участии в схеме по неуплате налогов в 2021 году и нарушение природоохранного законодательства в 2020-м. 

Почти 375 миллионов получило ООО “Шляховик-97”, зарегистрированное в Одесской области и специализирующееся на торговле строительными материалами для ремонтов и строительства автодорог для Департамента строительства, ремонта и реконструкции дорожного хозяйства.

Учитывая то, что владельцем компании является “дорожный король” Украины одессит Александр Бойко, чья “Автомагистраль-Юг” заработала на господрядах 160 млрд грн, это небольшие показатели.

В то же время у ООО "Шляховик-97" всего 1 выигранный тендер в Харькове, причем по довольно низкой цене поставки асфальтобетонной смеси, но зато сразу на 374,9 млн грн. 

Возможно это объясняется тем, что сам Александр Бойко часто использует “Шляховик-97” как подрядчика в других своих крупных тендерах, правда по мнению следствия иногда это происходит с целью нецелевого использования средств на тендерах “Автомагистрали-Юг”. 

Еще 529,8 млн грн на подрядах Департамента строительства, ремонта и реконструкции дорожного хозяйства заработала турецкая компания “Блэк Си констракшн”, правда последний выигранный ею тендер случился еще в 2021 году. Но полмиллиарда гривен из горбюджета Харькова все же утекли в Турцию.

Разумеется, это далеко не полный перечень основных победителей гостендеров в Харькове, но и приведенных примеров достаточно, чтобы понять, городская власть твердо держит распределение бюджетных средств, ведь многие деньги уходят в коммунальные предприятия, которые напрямую подчиняются мэрии. А все схемы просто и удобно прикрывать контролируемыми банкротствами КП, которые никого не удивят. 



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться