ХАРЬКОВ

УКРАИНСКОЕ СОЛНЦЕ ВЫСУШИВАЕТ МОЗГИ

0

Кроме стандартных прав на труд, отдых, образование и медпомощь, современный человек нуждается еще в одном: в праве на дороги. Хорошие и безопасные. Без ям и колдобин. С понятной разметкой и вежливыми гаишниками. Другое дело, что реализовать это право не всегда получается: столкнувшись с дорожным безобразием, мы элементарно теряемся. Мы не знаем, куда жаловаться и с кого требовать. С кем судиться и сколько это стоит. Свой вариант поведения предлагает адвокат Анатолий Тарасенко

Тарасенко Анатолий Владимирович, родился 41 год назад в Сумской области. По образованию — юрист, окончил Харьковский юридический институт. С 1988 года преподает в Национальной юридической академии. Доцент кафедры уголовного права. С 1993 года занимается адвокатской практикой. Женат. Сын и дочь — школьники. Любит путешествовать

ВИКТОР ФОМЕНКО: Анатолий Владимирович! С точки зрения здравого смысла каждый горожанин имеет право на хорошие дороги. А с точки зрения закона?

АНАТОЛИЙ ТАРАСЕНКО: То же самое. Это право гарантирует Конституция Украины. Специальной статьи там, конечно, нет, однако у каждого гражданина есть право сослаться на Конституцию как на основной закон, который среди прочего гарантирует и право на безопасное существование человека.

В.Ф.: Представим себе ситуацию: водитель «въехал» в яму, автомобилю причинен ущерб. Кто должен нести ответственность?

А.Т.: Те предприятия, в ведении которых находятся эти дороги.

В.Ф.: Но если все так просто, почему автомобилисты не спешат обращаться в суд?

А.Т.: Если подходить глобально, то все мы обращаемся в суд в исключительных случаях: смерть, инвалидность... Что же касается защиты прав автомобилиста, то вспомним, как обстояли дела 15 лет назад. О судебном варианте развития событий нельзя было даже подумать! Чтобы кто-то пожаловался на государство из-за плохих дорог? Да никогда! К сожалению, за последнее время мало что изменилось. Есть у нашего человека такое свойство — пофигизм: перемелется — мука будет, все само собой как-нибудь образуется. С другой стороны, обратившись в судебные органы с автомобильной проблемой, человек обрекает себя на достаточно долгое и морочливое дело. Правильнее всего — обратиться к юристу, к профессионалу, но это связано с дополнительными затратами. Человек и так пострадал, а от него требуются дополнительные расходы.

В.Ф.: Это однозначно выигрышное дело или не все так просто?

А.Т.: Лично у меня нет ни одного дела, которое дошло бы до суда. Все решалось на досудебном этапе. Как только автомобилист показывал, что у него есть достаточные аргументы для того, чтобы дорожное предприятие несло перед ним ответственность, сразу же вступал в силу переговорный процесс. Дело вот в чем. Если заявление подано в суд, то, в случае удовлетворения иска, ответчик — дорожно-эксплуатационное предприятие — несет не только ответственность за ущерб, причиненный автомобилисту. На него еще будет возложена госпошлина, которую оплатил истец, затраты, которые ушли на адвоката и т.д. То есть сумма резко возрастает. Для того, чтобы минимизировать свои затраты, представители дорожного предприятия идут на переговоры, и, как результат, — иск отзывается из суда. Следующий закономерный шаг — ущерб покрывается деньгами.

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Я пешеход. И мне бы хотелось узнать, когда на дорогах появятся пешеходные переходы?

А.Т.: Я не знаю, что представляет собой то место, о котором вы говорите, но хорошо бы, чтобы те «зебры», которые уже есть, были четко обозначены. Чтобы их видели не только пешеходы, но и водители.

В.Ф.: А если «зебры» нет, что тогда?

А.Т.: Есть золотое правило: пешеход встал на пути автомобиля — уступи ему дорогу. Водитель — это тот человек, который управляет источником повышенной опасности. Это не моя версия. Так говорят правила дорожного движения. Если автомобилист «догнал» пешехода, то он всегда не прав. Автомобилист всегда должен соблюдать дистанцию между собой и возможной траекторией движения пешехода. Более того, он должен предупреждать самые невероятные кульбиты, которые может совершить человек.

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Представим такую ситуацию: на дороге есть препятствие, допустим, яма. Я ее объехать успел, то есть не пострадал. Но ведь мог! Куда я могу обратиться по этому поводу?

А.Т.: Ответ следующий: никуда. Если вы говорите о гражданско-правовой ответственности, то речь идет об ущербе, который причинен вам как владельцу автомобиля. А поскольку ущерба нет, то и обращаться вам некуда. Но есть еще и моральные издержки. Если вы являетесь участником дорожного движения и вам на этой дороге некомфортно, вы испытываете от этого определенные душевные переживания, то вы можете обратиться в суд по вопросу о возмещении вам морального ущерба в связи с некачественными дорогами. Повторюсь: у каждого из нас есть право на спокойное и безопасное движение по дороге, а ямы и колдобины нас этого права лишают и заставляют нарушать правила дорожного движения. Кто несет за это ответственность? Тот, кто довел дорогу до такого состояния.

В.Ф.: Но это теория. А практика? У вас такой случай был?

А.Т.: Нет, конечно. У меня такого случая не было. Пока гром не грянет, мужик наш не крестится. Пока колеса не пострадали, пока не отлетел кардан — жить можно.

В.Ф.: А что вы предлагаете радиослушателям, которые готовы рискнуть?

А.Т.: Это уже не риск. Сегодня — это необходимость! Если появится 20-30 исков, направленных на то, чтобы дороги были лучше, то, в конце концов, возле каждой ямки будет стоять по ответственному товарищу...

В.Ф.: «Новая волна» проводит эксперимент, причем, не первую неделю. Автомобилисты, ставшие жертвой плохой дороги, могут позвонить, рассказать о случившемся и получить консультацию. Мы готовы им помочь. Думаете, есть резонанс? Звонят, жалуются, но подавать в суд никто не спешит. Почему?

А.Т.: Лето потому как. Чудное украинское солнце высушивает мозги. До тех пор, пока очередной водитель не «обнимет» столб, он будет улыбаться и отмахиваться от любых акций и предложений.

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Я живу возле трассы «Харьков—Симферополь» в городе Мерефа, в частном секторе. Дорога перед домом вся в ямах. Строители приехали — ляп-ляп — и уехали, горбы остались. Проезжает сорокатонная фура — дом ходит ходуном. Мало того, по стенам пошли трещины. Попробовал жаловаться — в ответ слышу: «Нам министр транспорта Кирпа не перечисляет деньги». Куда я могу обратиться?

А.Т.: Есть единственное место, где вам точно дадут ответ — это суд по месту вашего жительства. Или по месту нахождения предприятия, которое несет ответственность за вашу дорогу. Установить, кто за какой участок отвечает, можно или в ГАИ, или в местных органах власти. Можно защищать свои интересы самостоятельно, а можно — с помощью адвоката.

В.Ф.: У меня есть своя версия, почему люди не спешат в суд. Несправедливость со стороны государства воспринимается нами как нечто должное: у самих рыльце в пушку. 70 лет советский народ строил социализм. И столько же тащил со своего рабочего места все, что плохо лежало. И государство, и люди одним миром мазаны. в тему

— Я собираю марки!

— А я — монеты.

— А я — фантики.

— А я — мусор.

— В смысле?

— В смысле — предъявите документы!

А.Т.: Да, правда. Но когда эта несправедливость задевает собственный карман или автомобиль, и человек ничего не делает, — это странно! Почему люди прощают сотни и тысячи гривень дорожным предприятиям? Некоторые из нас за копейки доходят до Верховного суда, а здесь — непонятно. То ли водители у нас сплошь обеспеченные люди, то ли они не верят в справедливость суда... А как иначе объяснить факты судебной волокиты? Эти дела не сложные и особых документов не требуют: справка из ГАИ, заключение экспертов... Но на практике доходит до смешного. Человек приходит через полгода после случившегося и говорит: «Вот здесь была яма, из-за которой мой автомобиль пострадал. Правда, колесо я уже отрихтовал, купил новые покрышки». Какое это было колесо — правое или левое — он уже не помнит, там, где была яма, сегодня шикарная дорога, но человек остается в претензии к дорожным службам! Естественно, я как адвокат говорю такому клиенту «нет»... Доказательная база — это очень важно. Такой пример из моей практики: в ДТП пострадал иностранец. Что он делает? Берет специально приготовленный для таких случаев фотоаппарат, становится возле автомобиля и делает панорамную съемку всего, что происходит вокруг. В его объектив попадают все участники ДТП, светофор, вольные и невольные свидетели. После этого он передает эту пленку мне как адвокату. Согласитесь, с такими доказательствами работать намного легче. И уже никто не скажет: «нас здесь не стояло», колдобины не было, мы приехали вовремя и т.д., и т.д. В результате дело до суда не дошло, была заключена «мировая». И это неудивительно. Когда стало известно, что автомобиль застрахован в немецкой страховой компании, дорожники подняли руки и сказали: «Мы на все согласны. Мы все готовы возместить, только бы не иметь дело со страховщиками».

ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Нередки случаи, когда автомобили нарушают правила и чуть ли не наезжают на пешеходов. Машины проносятся в нескольких сантиметрах от людей. Как в такой ситуации быть? Как доказать вину водителя?

А.Т.: Для того чтобы кто-то ответил за ваш испуг, его, этого «кто-то», надо установить. Хорошо, если вы запомните марку автомобиля, цвет, номер, какие-то особые приметы. Может быть, рядом с вами была ваша подруга, или случайный прохожий видел, как вас окатили водой из лужи...

В.Ф.: И на какой результат может рассчитывать пострадавший, кроме участия в многочисленных судебных заседаниях? Какой может быть компенсация?

А.Т.: 1000 гривень. А продлиться это может, включая кассационную инстанцию, несколько лет.

В.Ф.: Какой же смысл тогда этим заниматься?

А.Т.: Дело в том, что за два года эта компенсация может вырасти до нескольких тысяч долларов. Но надо помнить, что гонорар адвоката — сумма того же порядка.

Газета "Пятница"

Информация по темам: Кернес, Кабмин, троллейбусы

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

12:59

В ХОГА рассказали о ремонте дорог

12:31

Харьковчанок научат защищаться

11:58

"Локомотив" проиграл два матча финальной серии

11:28

В Шевченковском районе появится новый стадион

11:11

Харьковчанин хранил дома боеприпасы (ФОТО)

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus