ХАРЬКОВ

Школьные годы чудесные. Если они без перегрузок

0

За окнами август. Скоро осень.

А осень для тысяч первоклашек — начало длинной и ухабистой дороги к знаниям. И пройти ее надо за одиннадцать лет так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Школьные годы.

«Ишь, куда его занесло!» — скажут иные читатели. Не хочу и не буду оправдываться перед ними. Скажу лишь, что из почти 30 лет работы в газете, 25 лет занимался проблемами школы. Начальной, средней и высшей. И потому «имею сметь свое суждение иметь». Коим и хочу поделиться.

Однажды, во времена не столь отдаленные, набрался наглости и попросил знакомого директора школы разрешить мне побывать на уроках. Не на одном уроке, а на всех шести в течение одного дня. Он не без опасения рискнул дать «добро», взяв с меня слово не писать об этом в газете и никому не говорить. Слово я сдержал: сегодня он уже не директор школы и мои откровения повредить ему не могут.

Впечатления от подобного посещения девятого класса остались неизгладимыми. Первый урок я высидел нормально. Как и учащиеся, старался быть внимательным, запомнить, о чем говорил учитель. На втором мне было менее интересно. На третьем усилием воли заставил себя слушать то, что говорилось, а думал: «Скорей бы перемена». Последний урок отсиживал с головной болью. Оглянувшись по сторонам, видел, что учащиеся занимаются кто чем: играют в «морской бой», рисуют домики, играют в «крестики-нолики». У меня подспудно зрело желание что-нибудь выкинуть, а, услышав слова «достучаться до вашего сознания», неожиданно для себя произнес: «Достучался дятел — отчего и спятил».

Давайте говорить прямо: сегодняшняя школа стремится «впихнуть» в учащихся как можно больше нужного и ненужного. Учителя-предметники эгоистично считают, причем каждый, что его предмет — главный, а поэтому количество знаний по нему должно быть максимальным. А насколько количество может быть усвоено — дело десятое. Это тот самый случай, когда количество не переходит в качество.

Восторгаемся: «Век компьютеризации!». Требуем от школы: «Даешь выпускника на «ты» с компьютером!». И не задумываемся: так ли уж необходимо, чтобы все выпускники школы стали программистами? Два года в школе изучается информатика, а зачем? Достаточно освоить программную систему «Windows», которая настолько проста и доходчива, что ее для управления персональным компьютером может легко применить даже слабый учащийся, причем всего за несколько занятий.

Открою еще одну «тайну», хотя для многих учителей она таковой не является: они сами, закончившие школу и вуз, преподавая теперь свой предмет, не знают других. «Зачем забивать себе голову, если в жизни мне это не пригодится?» — логично рассуждают они. Не помнят, почему «Пифагоровы штаны во все стороны равны», не знают, чему равен синус квадрат плюс косинус квадрат, не могут сформулировать закон Ньютона и многое другое. А ведь это все из школьного курса. Что из этого следует? Если знания не понадобились и потому оказались забыты, то для чего в свое время эти знания получались?

Причина здесь тривиальная: учитель боится и на шаг отступить от программы. Поэтому учителя-предметники не столько учат детей в школе, сколько «гонят программу». Предложения упростить школьную программу, разгрузить ее возникают, как пузыри на лужах во время дождя, и так же быстро лопаются. Учительскую вольницу держат в узде, не дают ей свободного хода. Ведь характер у министерских чиновников под стать его руководителю — кремень.

Стараниями тех же чиновников от образования русскую классику в школах в лучшем случае цитируют, но не читают. Учебник по биологии написан таким языком, что можно голову поломать, чтобы дойти до сути. На каждый урок астрономии учащемуся надо прочесть 10 страниц учебника. И подобных примеров множество. Мыслимое ли дело школьнику все прочитать, написать, выучить? На словах мы за педагогику доверия, выбора и самостоятельности, а на деле в школе преобладает педагогика принуждения.

Бесконечная «борьба за знания» приводит к тому, что учителей уже кое-где за глаза называют «чудиками». Ну, не могут они не знать того, что не все домашние задания выполняются, не вся рекомендованная литература прочитывается, а правила выучиваются, контрольные работы не списываются. А если знают, но делают вид, что не знают, то разве действительно это не чудачество?

Предел есть всему. Подмечено: чем больший объем учебного материала предлагается для изучения в школе, тем ниже оказывается уровень знаний. Особенно характерно это для 9 — 11 классов. Пусть не обольщает нас число медалистов, оканчивающих школу, это, так сказать, вершина айсберга. А его большая, подводная часть, представляет из себя тех, кто просто отсиживают уроки. Бояться-то нечего: второгодничества нет, знаешь — не знаешь, но аттестат зрелости все равно выдадут.

Учащиеся перегружены. Поэтому они не изучают глубоко тот или иной предмет, а гоцают «галопом по Европам». Поэтому они с нетерпением ожидают конца урока, выходных, каникул. Надо уже на августовских совещаниях учителей в этом году поднять вопрос о ликвидации перегруженности в школах. Для начала отказаться от шестого урока и вернуться к шестидневной школьной неделе. Определить, какие минимальные знания нужны для понимания происходящих процессов и явлений, для использования в повседневной жизни. Ориентироваться не на тех, кто пойдет в университеты, а на средних способностей учащихся, которых в школах большинство.

Надо уменьшить объемы домашних заданий, особенно в средних классах, 5 — 8, в частности, по устным предметам. В старших провести дифференциацию: тем, кто нацелен на поступление в вуз, давать на дом большее задание, чем остальным. Учебный материал должен быть посильным для усвоения всеми — это надо поставить во главу угла школьных предметных программ.

А тем, кто будет на высоком республиканском уровне подводить итоги «Мерам по реализации Национальной доктрины развития образования в 2002 — 2004 годах», стоит, видимо, признать допущенный промах — в них об учебных перегрузках в школе не было ни слова! И если возникнет необходимость в написании новых «Мер», этот промах устранить. Если мы хотим, чтобы наша школа действительно стала для детей их вторым домом.

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

19:16

Волонтеры просят помощи для семьи харьковской чемпионки с инвалидностью

18:27

В Харьковской области приостановили занятия почти в двух десятках школ

17:54

Харьковчан приглашают на концерт изысканной классики

17:15

Автомобилист пытался вывезти в РФ больше 70 медалей и орденов времен Второй мировой войны

16:40

Жители Бердянска не дали харьковским фирмачам отловить в своем городе собак для усыпления

Архив

kharkov.comments.ua

block2

kharkov.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus