Екатерина Святец: «Проблема в том, что директора школ не просят деньги в районо»
Екатерина Святец: «Проблема в том, что директора школ не просят деньги в районо»
Смогут ли родители избавиться от поборов на хозяйственные нужды, как защитить школьников от принудительного посещения низкосортных гастролирующих театров и как у чиновников "выбить" для школы необходим ремонт, "Харьков. Комментариям" рассказала активист, председатель общественной организации" Благосвет" Екатерина Святец.
- Екатерина, ну, застарелые проблемы, которые, кажется, не искоренить. Что-то исчезнет из обязательных родительских взносов с этого учебного года?
- Охрану в школах с сентября будут оплачивать из бюджета города, плюс – обещают во всех школах установить видеонаблюдение.
- А сборы на уборку классов?
- Что до уборщиц, то это работа исключительно директора. Есть штатное расписание, в котором указано количество персонала в зависимости от квадратуры здания. И если у директора не хватает сотрудников, то это его обязанность как менеджера найти именно тех людей. Если говорят, что в уборщицы не идут, потому что у них маленькая зарплата, то директора должны обратиться в районо и просить, чтобы подняли оклад этим сотрудникам. Но явно эту проблему не должны решать за счет родителей. Вы же не платите в метро дополнительно, чтобы там наняли уборщицу?
- Чаще всего зарплату персонала невозможно повысить, не потому, что денег нет, а потому что из тех же роно спускают распоряжения тем же учителям, например, на каникулах или во время карантинов написать отпуск за свой счет. И они добровольно это делают...
- К сожалению, это наш менталитет. В других странах учителя выходят на забастовки, а наши преподаватели могут массово выйти только на Масленицу чиновникам блины печь. Это тоже их выбор, и пока они не начнут организовывать свои настоящие профсоюзы, которые будут защищать их, а не чиновников, реально ничего не изменится.
- Есть факторы извне, которые могут подтолкнуть изменения?
- Я считаю, что родителям нужно поддерживать активных учителей и директоров развивать свое учебное заведение. Сейчас появляется новая возможность для школ в связи с децентрализацией и через новый закон об образовании, который дает им больше прав и свобод. Плюс теперь конкурс на должность директора открыто, с привлечением общественности и родителей в том числе. Это поможет директорам дистанцироваться от районо.
- В школах Харькова есть порочная практика гастролирующих театров. Учащиеся обязаны посещать низкосортные спектакли, а родители – платить, причем в обязательном порядке. Их появление в школах больше похоже на сбор дани, чем на попытку приобщить к культуре или искусству. И все происходит в учебное время, за счет уроков...
- В школах, где родители протестовали против этого, театры уже не выступают. Театр во время учебного процесса – это прямое нарушение закона. Но протестовать нужно письменно. Если вы устно высказались, это не имеет никакого значения.
- И как отказаться от "театра"?
- Написать официальное обращение от одного или нескольких родителей на имя директора школы в двух экземплярах. "В нашем классе в такое-то время будет выступать театр. Я, как отец, считаю это нарушением методической программы и против того, чтобы мой ребенок в учебное время смотрела спектакль. На каком основании к нам приходит театр, с которой методической программе предусмотрено его выступление во время уроков?" Одно подписываете и оставляете себе, второй у директора, его подшивают в папку входящих писем. Как только вам подписали, в течение 30 дней вам должны дать ответ на обращение.
- Директор одобрит театр?
- Никогда в жизни. Потому что официально не имеет на это права и прекрасно об этом знает. Если директор напишет, что да, театр – это нормально, это повод обратиться в роно и поднять вопрос о его квалификации. То, что спускают сверху из районо, делают неофициально. Чиновник никогда не подтвердит: "мы это позволили". Нет, он заявит: "мы накажем". Это двойная игра "кто кого победит".
Но, понимаете, всегда найдутся родители, которые хотят дружить с администрацией и будут вас морально прессовать в интересах администрации.
- У вас уже наработанный опыт...
- Мы объединились в 2015 году и методом проб и ошибок установили, какие обращения работают, а какие нет. Сейчас у нас уже есть наработанные образцы заявлений.
- Кроме театров, с чем вам приходилось бороться?
- С хозяйственными потребностями – не первый год. Наши районо создали при себе родительские комитеты, которые проводят собрание, принимают какие-то решения. Одним из них стало то, что хозяйственные товары и другие мелкие растраты родители должны взять на себя, чтобы бюджет это не оплачивал. Но есть постановление Кабинета Министров, которое говорит, что местные бюджеты должны прежде всего обеспечивать хозяйственные нужды учреждений. Почему районо считают, что родительский комитет, который не имеет юридической силы, имеет больше полномочий, чем Кабмин Украины. Мы пока вместе с юристами этот вопрос прорабатываем. И если мы добьемся полного финансирования хозяйственных нужд, то поборы с родителей значительно уменьшатся, а в некоторых учебных заведениях и вообще исчезнут.
- С какими "свежими" проблемами ваша организация столкнулась в этом году?
- Не хватало новых парт. Хотя я общалась в этом году с начальником Новобоварского района, которая сказала, что даже если родители не дадут ни копейки денег, дети все равно пойдут в нормальные отремонтированные классы. Поэтому опять много вопросов по классах и кабинетах – их ремонтом снова занимаются родители до объезда комиссии. Никак не могут наши чиновники от этой традиции избавиться, сколько бы денег не выделяли.
- За чей счет школы капитально ремонтируют?
- В основном капремонты делают за деньги, которые перечисляет Киев, за средства возврата госсубвенций. Наша власть получают субвенцию на оплату коммуналки и на зарплаты. Оставшиеся деньги они не могут вернуть обратно в Киев и не могут потратить на другие нужды города, кроме как на ремонт школ. В 2017 году осталось около 250 млн грн, они пошли на капремонты. Средства из местного бюджета распределяют на мелкие вещи – покупка мебели, оборудования. Бюджет образования не зависит от масштабных строек в городе, он зависит от запросов, которые пишут директора школ. А районо сводит воедино эти запросы и подает в департамент финансов.
- Существует какой-то механизм, контроль, чтобы действительно привлечь деньги, которые выделяет муниципалитет и государство?
- Если родители согласны платить вместо государства и местного бюджета, чиновники никогда от этого не откажутся. Раньше все бездумно сдавали, и никто не задумывался о законности. Сейчас родители стали интересоваться, на что они сдают деньги, и чиновникам не так легко собирать на так называемую "благотворительность". Обеспечение школ – зона ответственности районных управлений образования. Задача родителей – изучить ситуацию, писать обращения в районо, чтобы школе выделить то, что они требуют.
- Даже если школе нужно купить, скажем, компьютерный класс?
- И что, вы думаете, у города нет денег на компьютерный класс? В 2016 году мы собрали подписи под петицией и пришли с ней к горсовета. И нам в отделе финансов сказали, что все запросы от школ выполнили на 100%. Когда мы проанализировали запросы по всем 9 районам, оказалось, что только два района просили что-то серьезное. Проблема в том, что директора не просят у чиновников. И здесь тоже должны принимать участие родители, смотреть бюджетные запросы, что туда внесли, и писать запросы.
- У вас есть живые примеры того, как родители чего-то добились?
- Да конечно. В прошлом году харьковчанка, участник нашей группы, пришла с письменным заявлением к начальнику городского управления образования Ольги Деменко и попросила помочь поменять окна в классе. Чиновник дал "добро". Женщина решила замолвить слово и за соседний класс. На что Деменко ответила: "Нет, вы меня не поняли. Вам нужно – вы ко мне пришли и вам мы окна поставим. А они не пришли, значит им не нужно". У нас с чиновниками такая история – кто приходит и просит, поэтому делают. Кто не просит – тому не делают. Хорошо ли это, спорный вопрос, но это так.
- Можно ли как-то избавиться от челобитных чиновникам?
- В новом законе об образовании есть классный орган – наблюдательный совет, куда могут входить представители родителей и общественных организаций. Они имеют право голосовать, когда решают финансовые вопросы. И в моем представлении родители должны спрашивать с чиновников, почему школа-то недополучила.
- Закупка методических материалов и учебников – из чьего кармана?
- Если родители соглашаются на программу, которая не финансируется государством, то за свой счет. Если мы говорим про Новую украинскую школу, то она профинансирована полностью. И должны еще выделить деньги из местного бюджета – это прописало Министерство образования. Другой вопрос – нашел харьковский бюджет средства. Когда мы подавали запрос по НУШ, нам отвечали, что деньги еще не распределяли. Сейчас нужно сделать повторный запрос, чтобы понимать, как изменилась ситуация.
- Новая украинская школа будет как-то преодолевать старые проблемы вроде буллінгу?
- Уже есть законопроект об ответственности за буллинг. Его будут нести администрация и родители. Детей до 14 лет практически невозможно привлечь к юридической ответственности. Кроме того, UNICEF запустила образовательную программу, что делать родителям и детям, как жертвам, так и источнику агрессии. И конечно было бы хорошо, если бы на родительском собрании обсуждали не только, сколько денег на ремонт нужно сдать, но и как уберечь детей от травли.
- В киевских школах сейчас полным ходом меняют кухни, меню и продукты. А что происходит в Харькове, есть ли изменения в этой области?
- Несколько лет назад мы пытались зайти в сады с проверкой. Мы тогда решили взять продукты на анализы в 4 разных учреждениях. И ни в одном нам не разрешили, хотя у нас были санкнижки, спецодежда, акты и пакеты с затяжками, чтобы избежать подмены. Из чего я сделала вывод, что там явно что-то нечисто. Позже мы обращались к омбудсмену и в Минобразования, и везде нам отвечали, что нет законных схем контроля для родителей. Я могу написать в отдел образования жалобу. Они назначат проверку, вызовут санстанцию, но накануне сообщат об этом поставщика, роно и садик. Внезапных проверок у нас нет. Поэтому я уверена, что качество продуктов в школах и детсадах Харькова изменится, когда пересмотрят законы. И у родителей, как у потребителей, появится возможность контролировать качество питания.
Оксана Якушко