Что не так с проектом нового Генерального плана Харькова

При проектировании города нужно учесть много нюансов

В настоящее время идет разработка проекта восстановления и развития Харькова. О некоторых аспектах документа и новациях, предусмотренных обновленным Генпланом Харькова, рассказывал мэр города Игорь Терехов. Портал “Комментарии. Харьков" узнал у экспертов, какие угрозы и проблемы могут возникнуть при реализации предложенных изменений.

Политолог Аналитического центра Обсерватория демократии Антон Авксентьев отметил, что новый проект получил, в целом, одобрительные отзывы как по содержательному наполнению, так и за процесс его разработки. “Общая концепция “Харьков – город фронтир” соответствует как истории Харькова, так и его фактическому современному статусу. Уместны акценты на ревитализации крупных промышленных зон в городе, реконструкции жилищного фонда, транспортном сообщении периферийных районов для разгрузки центра”, - рассказал политолог.

Народный депутат Украины Павел Якименко убежден, что уже сейчас должны быть расставлены приоритеты восстановления и дальнейшего развития Харькова. При этом следует учитывать соседство с Россией.

Однако в проекте есть некоторые новации, которые могут привести к определенным проблемам. По словам Павла Якименко, возможные риски и угрозы реализации проекта заключаются в эффективном использовании средств при восстановлении Харькова. Народный депутат отметил, что нужно уже сейчас расставлять приоритеты и решать, какие промышленные объекты нужно восстанавливать или полностью отстраивать и чем они будут заниматься. Следует позаботиться о рабочих местах и создать соответствующие условия для бизнеса. “При создании Генплана с активным бизнесом следует быть на контакте 24\7. Спрашивать, предлагать, прислушиваться”, - подчеркнул Павел Якименко.

Большого внимания требует вопрос восстановления жилья. Подход к этому вопросу должен быть не точечным, а комплексным с обеспечением энергоэффективности, соблюдением государственно-строительных норм. “Возможно, нужно создавать новые микрорайоны вместо восстановления уничтоженных. Проектировать прочные и комфортные укрытия и в жилых домах, и в школах, и в больницах”, - подчеркнул нардеп.

При проектировании жилых районов и вообще города нужно наконец-то решить транспортную проблему. Ведь до полномасштабной войны проблемы пробок и свободных паркомест были актуальны каждый день.

По словам Антона Авксентьева, ключевой проблемой является реалистичность заложенного в проекте видения и зависимости от внешних контекстов. "Например, 7-й раздел проекта ("Безопасный каркас города") описывает создание разветвленной подземной сети с дорогами, развлекательными заведениями, предприятиями и т.д." "Подземный город" должен охватить обширную территорию под Нагорным районом Харькова. Учитывая перманентные риски российских обстрелов, идея освоения подземного пространства выглядит креативно и целесообразно, но насколько это реалистично для города, который за почти 20 лет смог открыть только две новые станции метро?”, - отметил политолог.

К тому же, по словам эксперта, проект слабо учитывает новую экономическую и демографическую реальность Харькова, поэтому некоторые его акценты (на научно-образовательном или культурно-художественном потенциале) кажутся достаточно утопическими.

“Ключевой вопрос новой стратегии развития Харькова – на чем будет строиться экономика города и чем будут заниматься вернувшиеся в город жители. Предложенный проект фактически игнорирует этот вопрос, а местами исходит из какой-то альтернативной реальности (например, на 6-й странице – подразделение "Повышение плотности населения"), - отметил политолог.

Подытоживая видение развития города Павел Якименко выразил уверенность, что "Харьков привык быть Первым. Лучшим. И так непременно будет! Потому что харьковчане – самые трудолюбивые, самые смелые и упорные люди”.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться