закрыть категории новостей Открыть категории новостей

04.10.2019   11:40С Google, фейками и спорами: как школьный учитель из Харькова влюбляет детей в историю (Фото)

3

Историк из Харькова Владислав Кронгауз преподает в школе, используя гаджеты

комментировать

«А теперь возьмите смартфоны и найдите особенности культур доколумбовой Америки…». Нет, это не фантазия, а обычный рабочий момент на уроке историка Владислава Кронгауза. 

Об этом учителе я впервые услышала от знакомой – мол, проводит удивительные уроки, да так, что дети вприпрыжку бегут на его занятия. А дома с удовольствием штудируют учебник и все, где может быть хоть что-то по теме: исторические книги, фильмы и даже мультфильмы. Но самое главное – гаджеты, которые многие учителя искренне ненавидят, не изымает на уроке, а наоборот – призывает ими пользоваться.

Об истории – с интернетом и шутками

В харьковской школе № 3 методы молодого преподавателя – Кронгаузу всего 26 лет – на слуху. Кому-то из коллег по цеху они по вкусу, кто-то их не признает и считает лишними. Директор учебного заведения Валентина Космина не скрывает гордости: 4 года назад, выбирая между опытным педагогом-историком и тогда еще студентом Кронгаузом она сделала ставку на последнего – и не прогадала.

Светлый кабинет на третьем этаже. На стенах – карты и исторические персоны, на партах – учебники, смартфоны и планшеты.

Без описания 3

Урок начинается, как и обычно, с повторения – кто открыл, зачем и почему новый континент назвали Америкой, а не как-то иначе.

После привычной схемы «Вопрос – ответ» у доски две группы учеников: коренные жители новооткрытой Америки знакомятся с будущими колонизаторами.

Без описания 4

Выясняют, почему аборигены не увидели угрозы в новоприбывших, и чем коренные жители так поразили испанцев. Диалог идет живо, без напряжения, восьмиклассники то и дело шутят и смеются – заметно, что подобные ролевые разминки им не впервой.

Без описания 6

Новая тема начинается с небольшой вводной, а затем звучит та самая фраза, в реальность которой все еще верится с трудом: «А теперь возьмите смартфоны и найдите особенности культур доколумбовой Америки: первый ряд ищет о майя, второй – про ацтеков, третий – об инках».

Без описания 11

И дети несколько минут с помощью гаджетов – благо, в школе Wi-Fi в свободном доступе – ныряют в интернет, изучают религию и уклад ацтеков и майя. Кто-то выписывает, кто-то делает скрины, но спустя 5 минут все три ряда сидят с нетерпеливо поднятыми руками. Общеизвестные факты из учебника – не круто, каждый норовит блеснуть эксклюзивом.

Без описания 7

«Теперь напишите особенности этих культур в таблички – я их сбросил вам в GoogleClassroom», - обращается к школьникам историк.

Ученики на смартфонах и планшетах раскрывают таблички и старательно чертят их в тетрадях.

«А можно за поля заходить?» - спустя минуту раздается голос с галерки.

«Да, конечно!»

Заполнив таблицы, дети откладывают тетради. Теперь на очереди небольшой документальный фильм с YouТube.

«Смотрим в наушниках, если их нет, то негромко – чтобы не мешать другим», - напоминает учитель. Хотя это лишнее – уже все увлеченно изучают ролик.

Без описания 4

УouТube вместо интерактивной доски

Я понимаю, что ребенок не может жить без телефона – это любимый атрибут, иногда даже есть зависимость от него, глядя на школьников говорит Кронгауз. Учителя часто жалуются на учеников и их смартфоны, которые отвлекают детей от учебы. Есть даже популярное коммерческое предложение – в интернете преподавателям бойко предлагают коробочки, куда на время урока ученики сдают гаджеты.

У Кронгауза же подход иной: раз у телефона есть много функций, которые можно применять во время учебного процесса, то почему бы и нет? Ведь один из аспектов современного образования – это медиа-грамотность и умение использовать интерактивные технологии.

Без описания 3

«Я наблюдаю, как они с большим восторгом работают с гаджетами. Я создаю какую-нибудь провокацию – и прошу найти фейк про политического деятеля. Например, про Ивана Мазепу – долгое время на постсоветском пространстве его считали изменником украинского народа, потому что он предал Петра І. Сейчас оценка этой исторической личности иная – и мы смотрим на него со стороны казачества, ищем факты. Для меня очень важно, когда ребенок сам делает выводы и не боится излагать свою точку зрения», - говорит учитель.

Программу GoogleClassroom, с помощью которой Кронгауз рассылает ученикам домашние и классные задания, учитель освоил летом – поначалу было непросто, признается историк. Зато теперь в системе Classroom можно выкладывать ссылки на научные ресурсы и обучающие фильмы – серьезное подспорье учителю, особенно если в классе нет интерактивной доски или проектора. А еще – оперативно отвечать на вопросы учеников, если кто-то не понял тему.

«Я понимаю, что у детей колоссальная нагрузка, и моя задача – помочь им разобраться в предмете. Каким бы хорошим не был учебник, не каждому ученику он подойдет. Потенциал у каждого ребенка разный, и под него нужно подстроиться. И потом детям не интересно 45 минут слушать монотонный монолог учителя. Должны быть альтернативные варианты – на УouТube есть замечательные видеоролики, мультфильмы и документальные фильмы по истории», - делится опытом Кронгауз.

Без описания 1

Идеями молодой преподаватель подпитывается у коллег-единомышленников. Как оказалось, таких немало в Украине, хотя в Харькове подобных себе энтузиастов Владислав еще не нашел. Например, известный учитель-методист из Черкасской области Елена Бурлака активно ведет блог и использует при обучении неформальные приемы, которые обожают дети. «Вместе с ученым из Днепра Игорем Щупаком они пишут учебники по истории – с QR-кодами. Например, там есть задание – считай QR-код и посмотри, как бегали динозавры. Это настоящие люди – зажигалки!» - восхищается Владислав.

Как и авторитетные коллеги, он постоянно что-то затевает. То организовывает для школьников прогулки старыми улочками Харькова, чтоб увлечь историей родного края. То анализирует вместе с учениками дореволюционную газету «Южный край», чтобы те могли представить, чем дышали жители города 100 лет назад. То конкурсы по истории подберет для детей – чтобы те могли блеснуть знаниями.

«Есть много порталов, где сообщают о конкурсах. Но чтоб отслеживать их, нужно время. Много времени – как и на то, чтобы подбирать обучающие фильмы, иллюстрации для изучения эпохи. Но мне это по душе. И я пока из школы уходить не планирую», - обещает молодой преподаватель.

Оксана Якушко

Информация по темам: историк, День Учителя, Харьков, преподаватель, ученики, гаджеты, занятия, Кронгауз, школа, школа №3, смартфон, телефон, планшет, Google, фейк, УouТube, QR-код

 

Последние Репортаж