Политологи считают, что власти Харькова не будут повышать цену на проезд в метрополитене до местных выборов, но даже если решатся на такой шаг до осени, это не обвалит рейтинг Кернеса
Дорогое,
но убыточное
Почти 270 млн гривен убытков – с таким отрицательным
сальдо закончил 2019 год КП "Харьковский метрополитен". Информацию об этом
опубликовал "Харьковский антикоррупционный центр" со ссылкой на портал "Открытые
данные Харькова".
Новость об убытках не стала неожиданностью –
минувшей осенью мэр Харькова Геннадий Кернес посетовал, что подземка работает в
минус. И даже нашел этому пояснение – мол, ушлые харьковчане массово пополнили
карточки перед повышением
тарифа на проезд. Из-за этого метро и не добрало нужных
средств от перевоза пассажиров.
Но АКЦ подметил интересную особенность харьковского
метро – стоимость проезда в нем повышалась регулярно. Но парадокс в том, что чем
выше поднимался
тариф, тем больше становились
убытки.
В начале 2018 года стоимость проезда в харьковском метро повысили с 4 до 5 гривен. Убытки метрополитена за 2018 составили 131,1 млн.грн. В феврале 2019 года тариф за проезд в харьковском метро вырос с 5 до 8 гривен. Но и убытки метрополитена за 2019 стали еще больше – 266,8 млн.грн.
"Стали
больше воровать"
Основной мотив прошлогоднего повышения цены проезда
в метро был в том, чтоб подземка перестала работать в минус, напоминает депутат
Харьковского горсовета Игорь Черняк
"Взамен метрополитен оказался убыточнее в два раза.
Что означает, что стали больше воровать. Метро, коммунальное предприятие,
используют для "вымывания" денег. Большинство тех закупок, которые проводит
метрополитен, проходит по завышенным ценам. И огромная часть средств, которые
должны идти на обновление, комплектующие, попадает в частные руки. Это и
формирует те самые убытки, которые вылились в 270 млн в год", - доступно
объясняет Черняк.
Так, "Харьковский метрополитен" только за рельсы
переплатил на 6 млн. гривен больше Киева, приводит пример ХАЦ.
При этом харьковская подземка может перестать
работать в минус, уверен Черняк. Для этого нужно убрать фирмы-прокладки, на
чьих счетах оседает львиная часть денег при закупках. И урегулировать и сделать
прозрачными доходы метро от неосновной деятельности – размещения рекламы и
аренды.
Это подтверждает и выводы Госаудитслужбы, которая после проведения финансовой проверки в харьковский метрополитене установила, что коммунальное предприятие в 4 раза занижает доходы от рекламной деятельности.
Подорожание
проезда в метро не снизило рейтинг Кернеса
Харьковчане известие об убыточности метро восприняли
как предупреждение, что скоро
проезд в подземке подорожает. В соцсетях горожане гадают, насколько вырастет
цена: до 10 или сразу до 15 гривен.
Даже заявление заместителя мэра по вопросам
инфраструктуры города Евгения Водовозова во время эфира "UA: ХАРКІВ", что пока
основания для подорожания нет, осталось не услышанным. По словам чиновника,
коммунальные предприятия городского электротранспорта пока не обращались с просьбой
повысить тариф.
"Если будут очень большие перемены – подорожает электроэнергия, изменится размер минимальной зарплаты, тогда изменится тариф", - заявил Водовозов.
Повышение
стоимости проезда в метро сейчас будет неверным стратегическим ходом, считает политолог Антон
Авксентьев.
"Я бы на месте харьковских властей ничего до местных
выборов не повышал. Перед выборами всегда сдерживают любое подорожание, и если
можно где-то понизить – снижают. Это логично, и недавно Геннадий Кернес
пиарился на понижении тарифов, что это якобы его заслуга, что люди меньше
заплатили за тепло", - напомнил политолог.
Но
если власти решатся на повышение стоимости на проезд в метро, то, как ни странно, обвала
рейтинга Кернеса не произойдет. Проїзд в Харькове уже не раз дорожал, поэтому политологи не впервые
"замеряли" социологические настроения горожан. Не стала исключением и
прошлогодняя зима, которая была для горожан сплошным колапсом: трубы прорывали, улицы
после снегопадов плохо убирали, еще и цену на проезд в метро повысили.
"Мы ожидали обвал рейтинга Кернеса у харьковчан. Но
нет, увидели, что недовольных лишь 5% - 7% – на такой процент традиционно
снижается уровень поддержки мэра Харькова зимой, а затем назад "прирастает". Поэтому,
не исключено, что городские власти посчитают, что подорожание проезда не станет
самоубийственным для них шагом, поэтому можно делать что угодно", - отметил
Авксентьев.
Городские власти повысят стоимость метро, соглашается
с политологом Игорь Черняк, но сделают это все-таки после выборов.
"Если Кернес останется на посту мэра Харькова в
третий раз, мы увидим сразу же после выборов новые цены на проезд и на услуги ЖКХ.
Тариф, вероятно, пересмотрят к следующему ноябрю-декабрю – около 12-15 гривен",
- предположил Черняк.