«Экономически успешные страны начинали подъем с образования» – харьковский учитель физики Илья Гельфгат
Как сделать физику не сложной, а интересной, насколько эта наука востребована в мире и почему сегодня лучшее школьное образование дают в странах Азии, рассказал «Комментариям» один из лучших учителей физики Украины Илья Гельфгат.
"И не нужно волноваться. Боритесь за каждый балл, но помните, что не все, кто привозил
медали с международных олимпиад, сразу показывали высокий результат", -
ободряюще говорит учитель.
Десять девятиклассников, среди которых всего одна
девочка, облегченно смеются и расходятся по домам. Спустя несколько дней они
станут соперниками и будут бороться за место в команде Харьковской области на
четвертом этапе Всеукраинской олимпиады.
В классе после занятия остается только мой визави –
известный украинский учитель Илья Гельфгат из Харьковского
физико-математического лицея № 27. За 45 лет работы в школе он воспитал не одно
поколение успешных ученых и инженеров, среди которых 12 победителей Международных
олимпиад по физике (3 золотых, 6 серебряных и 3 бронзовых медали). Учебники
Гельфгата по физике на вооружении во многих специализированных школах и лицеях
с углубленным изучением предмета. А задачником авторства харьковского
преподавателя по самым скромным подсчетам пользуются ежегодно около 100 тысяч
украинских старшеклассников.
"Главными
в физике должны быть интересность и неожиданность"
-
Вопрос: кто больше увлекается физикой – мальчики или девочки, отпал.
- Да, у нас в лицее вечная проблема на физкультуре,
где в старших классах принято делить на мальчиков и девочек. И для этого нужно,
чтоб в классе было не меньше 8 девочек. А столько не всегда набирается. Девочек
безусловно мало, в среднем четверть класса.
-
Почему?
- Изначально родители меньше ведут девочек в наш
физико-математический лицей. Возможно, понимают, что в 17-18 лет придется
отпускать ребенка, чтобы тот ехал продолжать образование, возможно, и за
границу. Психологически отпустить мальчика легче. Хотя немало учениц умных,
занимаются хорошо и на соревнованиях успешно выступают. В этом году наша
девочка привезла медаль межнара (международной олимпиады – прим. авт.)
-
Физика – сложный предмет?
- Смотря на каком уровне ее давать детям. Если все
ограничить тем, что мячик плавает, а камень тонет, тогда это легко
воспринимается. Если физику давать, как систему связей в природе, то она очень
сложная. Главными должны быть интересность и неожиданность каких-то вещей, вот с
чего должно начинаться знакомство. Если делать упор, что физика – сложная,
запугать можно, внушить уважение можно, а вот увлечь, чтобы дети, учась с
полдевятого на дополнительных занятиях после уроков еще что-то ковыряли –
невозможно. Получаться может не у всех, но интересна физика должна быть всем – в
итоге кто-то освоит половину, кто-то больше.
-
Я вспоминаю свою учительницу по физике – и снова испытываю ужас…
- Это и есть ужас, когда рассказывает человек,
который сам не сильно в ней понимает. Я осознаю, что в обществе и в обычных
школах физика воспринимается как обуза. Хотя я много лет работал в самой
обычной школе – ничего, там никто не боялся этого предмета и спокойно его
учили. Понятно, что очень много зависит от преподавателя.
-
Физика сложнее математики?
- Да, безусловно. Формально физика начинается с 7
класса, но настоящая наука – с 8 или даже с 9 класса. Пока дети ничего не секут
в математике, мы не можем ничего с ними делать на физике.
-
Обязательно ли должен быть физик сильным математиком?
- Все хорошие учителя физики вполне прилично знают
математику. А вот назвать учителя математики, хорошо знающего физику, я пожалуй
затрудняюсь.
-
А как вас занесло в школу? У вас ведь есть ученая степень и защищенная
диссертация…
- Я закончил физфак нашего университета, отслужил в
армии, занимался теоретической физикой и пришел преподавать в школу. Уже
работая учителем, написал и защитил диссертацию. Сначала хотелось заниматься
наукой, а затем мне понравилось работать с детьми.
Физика
– основа современных технологий
-
Почему снизился интерес к физике среди школьников?
- Чтобы дети хорошо учили физику, а дети
прагматичные, родители прагматичные, иначе не выживали б, должен быть спрос.
Для того, чтобы течение воды в трубе остановилось, не нужно разрушать всю трубу
– достаточно в одном месте порвать трубу. Вот у нас она порвалась там, где
спрос на выпускников. Не наших выпускников, а выпускников университетов,
технических вузов – его нет. И потому сегодня, если ребенок действительно
интересуется физикой, он понимает, что с большой вероятностью ему нужно будет
уезжать за границу. И это происходит.
-
Где учатся и работают ваши воспитанники?
- Ну если охватить всю географию, то разве что
только в Антарктиде нет. А так в Америке много, в Сингапуре, Японии, в
Португалии, Франции, Германии. Много моих выпускников есть в Харькове, в том
числе в университете Каразина на физтехе – не знаю, насколько уютно они себя
ощущают, но они работают, и хорошо работают.
Если брать не студентов, а тех, кто закончил 27
лицей 20 лет назад, то физикой из них занимается немногие, чуть меньше 5 %, физическое
высшее образование получали до 15%. А остальные пошли в инженеры, врачи,
компьютерщиков конечно много, даже юристы есть.
-
Насколько востребована физика в мире?
- Ну вот пример: мой выпускник, победитель межнаров,
сейчас учится в Массачусетском университете. Он не платит за обучение – вуз покрывает
ему $75 тысяч расходов в год.
- Где сегодня применима физика? Я сразу же думаю об
астрофизике и исследовании космоса…
- Конечно, астрофизика — это замечательное и
интересное направление, но большого количества кадров там не требовалось и не
будет требоваться. Сегодня отрасль разрастается, но это не будут ежегодно
тысячи новых сотрудников. Но сколько технологий стоит на физике – те же
нейронные сети. Или, например, занимаются лазерными – оптически активными – материалами.
Это не наука, это технология, но для нее нужно хорошее физическое образование.
Или медицинская и диагностическая техника – там очень сложная техника. И чтобы
разрабатывать, и процедуры проводить с этой техникой, необходимо хорошее
физическое образование.
Инженер, электронщик, механик, строитель безусловно
должны хорошо ориентироваться в физике, иметь фундаментальные знания. Сегодня
они их, как правило, не имеют. Поэтому падает престиж нашего образования –
плохо стали учить.
Образование
–это фундамент благосостояния страны через 10-15 лет
-
Сколько учеников 27 лицея в национальной украинской команде по физике на
международных олимпиадах?
- В разные годы по-разному складывается, но
последние лет 5 наших – 40%. Команда из 5 человек, наших традиционно двое. А
затем в равных долях по одному ученику из Одессы, Херсона, Киева или Львова.
Бывали годы, когда от Херсона или от Львова два человека были. В этом году из
наших, возможно, никого не будет, а на будущий год у нас очень сильные
претенденты из нынешних 10 классов.
-
Где в Украине еще хорошо дают физику?
- В Киеве в украинском физматлицее, в лицее № 145.
Сильная подготовка в Херсонском физико-техническом лицее, Днепровском лицее информационных
технологий, Одесском Ришельевском лицее и Львовском физматлицее. Вузы, где все
еще сильна физика – Харьковский университет им. Каразина пока тьфу-тьфу, в
Киевском университете физический и радиофизический факультеты.
-
На международных олимпиадах команды каких стран – самые сильные соперники?
- Азиаты: Китай, Сингапур, Тайвань, но они не
соперники, а победители. Южная Корея очень сильно выступает. Хорошо стоят США.
Россия неплохо, но там тоже большие проблемы с образованием, еще советская
система, хотя и хватает сил, чтоб верхушку, лучших поддержать – стипендии
платят. Мы в среднем занимаем места в середине второго десятка, лучший наш командный
результат – 5 место.
-
С чем связан высокий уровень образования в азиатских странах?
- Образование не связано с сегодняшним уровнем
благосостояния. Оно связано с тем экономическим уровнем, которое будет через
10-15 лет. И с этого начинали многие страны, которые потом экономически "рванули".
А теперь посмотрите, кто быстрее всех сейчас растет? Азия – Сингапур, Корея,
Китай. В Азии культ точных наук. Да, грамотность безусловно требуется, и знание
языков, но лишь как инструмент.
-
Среди лидеров не вижу Финляндию, которую в родительских и образовательных
группах часто приводят в пример, где, мол, лучшее школьное обучение в мире и не
задают уроки на дом…
- Нет, подождите, в Финляндии не задают домашнее
задание только в младшей школе. А затем, в старшей, где есть профиль, все
серьезно. Финны здравые люди. Но что в Сингапуре, что в Финляндии на каждое
вакантное место учителя стоит по 10 претендентов, причем классных специалистов.
В странах с быстрорастущей экономикой авторитет учителя очень высокий.
-
То есть успех страны и обучение без домашнего задания – несовместимые вещи?
- Знаете, легко учиться – тяжело потом жить. Мы
выпускаем ребенка во взрослую жизнь – ему легко? Он сразу попадает в
конкурентную среду.
Наука
– очень конкурентная среда
-
Школы когда-нибудь реформировали в лучшую сторону?
- Случайные отклонения в лучшую сторону бывали.
Системных – нет. Сколько лет я работаю в образовании, я все время слышу слово
"реформы". А между реформами случаются коротенькие промежутки. Вот опять
приняли новый закон с совершенно старыми замшелыми положениями, где
министерство определяет количество учебных часов на каждый предмет. И в очень
небольших пределах мы можем эти часы перераспределять. Это позволяет углубленно
изучить либо физику, либо математику, но не физико-математический профиль. Зато
у нас есть труд.
-
Насколько зависит подготовка учеников от материально-технической базы?
- Зависит безусловно – на пальцах нельзя подготовить
эксперимент. Нужно, чтоб дети и потрогали руками, и самостоятельно сделали. Но украинские
школы никто систематически не обеспечивает оборудованием. Если идет речь о
подготовке к олимпиаде высокого уровня, тем более должен быть серьезный
экспериментальный курс. Нам сейчас киевляне помогают, приглашают детей в свои
лаборатории. Но это же 5 лучших детей, а не массовая подготовка.
-
На каком оборудовании занимаются ваши ученики?
- Нашему лицею грех жаловаться – несколько лет назад
город нам купил цифровую лабораторию, она небольшая, но позволяет делать
цифровые измерения, подключив аппарат к компьютеру. Это хорошая вещь, но все
что есть у нас – малая толика того оборудования, которое стоит в стандартной
американской школе. Хотя сам уровень подготовки в нашем лицее выше, чем в
средней американской школе с новейшим оборудованием. То есть дело не только в
оборудовании.
-
Что нужно, чтобы выучить физика?
- Природные способности – слава богу, такие дети
есть. Безусловно учитель. Важна мотивация. Без мотивации, какое бы ни стояло
оборудование, компьютеры – результата не будет. А вот если ребенка
заинтересовали, то он точно будет лазить в интернет, чтоб искать сайты с нужной
информацией. Хотя и компьютерные игры тоже – дети есть дети, это нормально. Но
все же, если среди прочего ребенок большую часть времени посвящает поиску
информации о предмете, значит все сработало.
И среда – если в классе или школе не будет престижно
учиться, то все плохо. Кто-то это преодолеет, но очень немногие, только сильные
психологически. Именно из-за среды оказался жизнеспособным наш лицей. Хотя и у
нас бывают разные ученики.
-
Даже у вас? Вы же отбираете лучших из лучших!
- Дети очень разные. Каких бы талантливых учеников
мы здесь ни собирали, у нас никогда не будет 30 победителей олимпиад в одном
классе. Не могут быть все звездами. А когда рядом с тобой сидят два победителя,
кто-то чувствует себя нормально, а кто-то – ущемленным.
И я не считаю, что я готовлю исключительно олимпиадников
– тут много детей, которые по психологическому складу не в состоянии
участвовать в таких соревнованиях. Ну и что, они будут прекрасными специалистами
в других областях или в той же физике! Нельзя себя настраивать на то, что раз
ты привез медаль межнара – ты успешен, а если не прошел какой-то этап, то неудачник.
Нет! В жизни рядовой ученик может быть еще 10 раз обойдет победителя. Давайте
готовить все-таки детей к жизни.
-
Как складывается жизнь у победителей международных соревнований?
- Очень сложная почти у всех. Они психологически
ориентированы на науку, а наука в мире – очень конкурентная среда, где ты или
крутишь педали, или тебя выбрасывают. Мои ученики ездят по миру, работают по
контракту в ведущих университетах по 2-3 года. Но постоянную должность в
европейских университетах вообще получают очень поздно, если только ты не
нобелевский лауреат.
-
Как вы своих семиклассников убеждаете, что физика важна?
- Мы сегодня живем не в природном мире, а в техногенном мире. И чтобы как-то ориентироваться в нем, нужны элементарные знания физики.
Присоединяйтесь к нам в Telegram - Пульс Харькова - и будьте в курсе самых интересных и важных новостей города и Харьковской области.