Чемпионка Европы по маунтинбайке Ирина Попова: «За рубежом на велогонках зрителей столько же, как и на футболе»
В эксклюзивном интервью харьковская велогонщица рассказала, как и где тренируется, и почему ее главные соперницы на соревнованиях – представительницы стран Европы
Сообщения об успехах харьковского велогонщицы Ирины Поповой появляются с завидной регулярностью. В конце июля – победа на Чемпионате Европы по маунтинбайка, потом Ирина выиграла "золото" в сложной многодневной гонке в Турции. "Комментариям. Харьков" удалось поймать спортсменку в коротком промежутке между соревнованиями в Германии и Франции.
- Ирина, как вы попали в маунтинбайк?
- Это получилось спонтанно. В детстве в Горловке я занимался шоссейным велоспортом. В Харьков до тренера Романа Коробова перебралась тоже в шоссейную команду. И как-то сидели с подружкой, говорим: хотим поездить на байке. Через несколько дней тренер нашел нам байки. Мы проехались – и все, понравилось. Сначала совмещала с шоссе, а в 2012 году перешла полностью на маунтинбайк.
- Это интереснее? Или вам ближе по характеру?
- По всем параметрам, у меня лучше бы получалось ехать по шоссе. Это монотонная и длительная работа, с которой я легко справляюсь, и шоссейные гонщики довольно сильные. Но в маунтинбайке одной силы недостаточно. Чтобы выиграть, ты должен быть не только сильным, но и техническим, ловким. Техника – это один из важнейших пунктов.
Маунтинбайк - это скорость и техничность
- Где вы тренируетесь, чтобы наработать эту технику?
- Все зависит от времени года. Мы заканчиваем сезон в сентябре-октябре. Затем в ноябре отдыхаем, восстанавливаем силы перед следующим сезоном. В декабре начинаем готовиться. У нас в Харькове в это время уже холодно, тренироваться нереально, поэтому мы выезжаем на сборы. Раньше всю зиму и март проводили в Крыму. А сейчас это Турция.
- Как вы готовитесь к соревнованиям?
- Прежде всего, как и шоссейники, накатуємо километраж на трассах, и время от времени тренируемся в лесу. А когда наездишь 3-4 тысячи км, начинаешь отрабатывать технику на грунтовой дороге. Пересаживаемся на байки и отправляемся в лес – в Турции же горы, куда не поехал, везде можно тренироваться: камни, подъемы.
Ирина тренируется в горах и в лесу
- А какая у вас скорость?
- Ой, мы особо над этим не заморачиваемся. Если просто шоссейные катания – 30-35 км. На каждой тренировке ты наращиваешь скорость, когда какие-то участки отрабатываешь, каждый раз проходишь их шустрее.
- В Украине велогонщику есть, где тренироваться?
- К сожалению, в нашей стране не хватает велодорожек. Ты или выезжаешь на тренировки на автомагистраль с машиной, сзади едет тренер, или отправляешься в лес. Мы не часто бываем в Харькове, если тренируемся, то ездим по велогоночній дорожке рядом с училищем или по трассе в направлении Белгорода. И кубки проводят в Лесопарке. Чаще всего мы бываем в Ужгороде и в Черновцах – там больше мест, где можно тренироваться, и регулярно проходят соревнования.
Самые трудные трассы на гонках с елімінатору
- Вы в этом году уже выступали в Турции, Франции, Румынии, Чехии ... Где самые интересные и сложные трассы?
- На кубках Мира по кросс-кантри и елімінаторі. В Германии, Чехии, где я ездила кросс-кантри элиминатор на Кубках мира, очень техничные трассы. Они построены уже давно, и каждый год их совершенствуют. В Чехии трасса выложена из камней. Там все отрезки имеют свои названия, и к каждому приходят зрители и смотрят.
- И много болельщиков на велогонке?
- Ну конечно! И на Кубках мира зрителей столько же, как и на футболе. Болельщики стоят вдоль маршрута велосипедистов, поддерживают гонщиков, свистелки на гонки приносят. Людей очень много собирается даже на обычных стартах. В Украине на соревнования приходят участники и их знакомые, а в Европе есть велогонки и клубы даже для маленьких детей.
В Европе велогонки собирают столько же зрителей, как и футбол
- Может, это связано с тем, что в Европе развита культура катания на велосипедах?
- Там в каждом городе есть велодорожки, в лесу все размечено – в любое время можно тренироваться не на проезжей части, а именно на велотрасі.
- Кто ваши самые сильные конкурентки?
- Их много – в Европе очень развит велоспорт. На соревнованиях по кросс-кантри ярко выступает Швейцария – у них очень много женщин, и все топ-гонщицы. В елімінаторі соревнуются француженки, немки, польки, есть безумно сильная норвежка.
"Каждая секунда - это километр заезда"
- Титул чемпиона Европы дался легко?
- Нет. В соревнованиях по елімінатору ты можешь быть физически сильнее всех, но допустишь одну-две ошибки и вылетишь с заезда. Поэтому ты должен быть готов не только физически, но и психологически, нужно быть максимально сконцентрированным. Каждая секунда – это километр заезда. Усталость наслаивается каждый день. И на год необходимо выделить несколько основных соревнований, иначе не хватит сил – все гонки выиграть невозможно. Но выиграл Чемпионат Европы - и ты целый год ездишь в майке победителя.
Чемпионка Европы по маунтинбайке Ирина Попова с тренером Романом Коробовым
- Вы на велосипеде ездите?
- Нет, тренер где-то выбивает, достает нам велосипеды. У меня их два: есть байк, на нем выступаю на соревнованиях, и есть шоссейный, на котором тренируюсь.
- Какие критерии для выбора рабочего велосипеда для спортсмена?
- Рама должна быть жесткая и легкая.
- Были ли у вас спонсоры в начале карьеры?
- Нет, когда я начинала, никто не помогал, деньги не давали даже на сборы. Что родители покупали велосипед, форму, туфли, каску – на том и ездила. Это уже с 2008 года, когда тренер Коробов позвал в шоссейную команду, всю экипировку он обеспечивал, с Федерацией договаривался. Все на его плечах лежит.
- Ваши родители из Горловки ...
- Они и сейчас там, но всегда приезжают ко мне в гости, когда я бываю в Харькове.
- В каком возрасте вы начали заниматься?
- В 10 лет, сейчас мне 27. 17 полных лет езжу на велосипеде.
- Какую велогонку вы мечтаете выиграть?
- Мне бы хотелось победить на Чемпионате мира, но это задача непростая. Соревноваться придется с уже знакомыми спортсменами – сильнейшие велогонщики все из Европы. В этом году Чемпионат мира пройдет в Китае в ноябре. Мне бы очень хотелось поехать, но не знаю, получится ли – это финансово очень дорого.
- У многих людей отдых – это сесть на велосипед и покататься. А как вы проводите свободное время?
- Если гонка за гонкой, то просто хочется отдохнуть, восстановить силы. Если соревнования проходят в стране, где не были раньше, то вечером выходим прогуляться, смотрим на город. Словения очень красивая, Австрия – там маленькие городки с невероятной архитектурой. Но, если честно, хоть мы и ездим по всей Европе, видим немного, потому что все соревнования по байку проходят далеко от цивилизации – в селах, которые окружает лес.