«Трудно сказать, что власти Харькова делают достаточно для помощи бизнесу» – политический эксперт

Эксперты рассказали, что нужно сделать властям Харькова, чтобы вернуть бизнес в город.

По Программе релокации предприятий предприятия Харькова полностью или частично перемещают свои мощности в другие регионы Украины.

В Департаменте административных услуг и потребительского рынка со ссылкой на данные Министерства экономики Украины рассказали, что на конец прошлого месяца соответствующие заявки подали 387 субъектов хозяйствования города Харькова. Заявки для участия в государственной программе подали 271 юридическое лицо и 116 предпринимателей. Возобновили работу на новых локациях 102 субъекта хозяйствования.

Больше всего предприятий переместилось во Львовскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Хмельницкую и Черновицкую области.

Журналист "Комментарии. Харьков" спросил экспертов, какие условия нужно создать харьковским властям для того, чтобы вернуть бизнес, а соответственно – налоги, рабочие места и новые инвестиции в город.

Политолог Аналитического центра "Обсерватория демократии" Антон Авксентьев отмечает, что во время военного положения в Украине сложилась ситуация, когда бизнес из наиболее пострадавших регионов получил ряд дополнительных стимулов к релокации – на это были направлены международные гранты, государственная программа, местные инициативы руководителей принимающих громад и регионов. Релокация бизнеса и массовая внутренняя миграция привели к тому, что по итогам 2022 года в большинстве западных регионов зафиксировано существенное перевыполнение доходной части местных бюджетов, тогда как в Харьковской громаде фактические поступления в бюджет оказались ниже запланированных.

"При этом каких-либо международных или государственных программ, стимулирующих к возобновлению предпринимательской деятельности именно в пострадавших регионах, пока нет. Соответственно, реинтеграция предпринимателей и улучшение бизнес-среды должны быть приоритетными задачами Харьковской областной и городской власти.

Для оживления предпринимательской активности в Харькове нужно применять различные механизмы компенсации рисков безопасности для бизнеса. Часть этих механизмов находится в компетенции местных властей.

К примеру, Харьковский городской совет освободил предпринимателей от уплаты арендной платы по договорам с КП "Современный город" на период с 1 марта по 31 мая 2022 года. Это решение было принято 17 ноября 2022-го под давлением общественности после того, как исполком горсовета принял решение о демонтаже более 100 малых архитектурных форм, у которых возникла задолженность по аренде. В то же время, обстрелы Харькова не прекратились 31 мая 2022-го, поэтому вполне целесообразно выглядит введение подобного льготного периода на время всего военного положения, или, по крайней мере, до конца 2022 года. В других городах (в частности, Киеве) городские власти по собственной инициативе еще в начале полномасштабного вторжения отменяли арендную плату за использование коммунального имущества, чтобы поддержать малый бизнес", – анализирует политолог.

Эксперт также подчеркнул, что часть механизмов улучшения бизнес-среды в Харькове нуждается в изменениях в правительственные постановления или действующие законы (и, соответственно, инициативности народных депутатов от Харьковского региона).

"Например, налогоплательщики в Харькове не имеют льгот по уплате налога на недвижимость из-за того, что в Приказе №309 Министерства по вопросам реинтеграции Харьков не включен в перечень "территорий активных боевых действий" (а, например, Киев в этом перечне фигурирует, что предоставляет местным налогоплательщикам право на соответствующие льготы).

Кроме этого, представители харьковской бизнес-среды и гражданского общества все чаще подчеркивают необходимость создания в регионе льготного налогового режима (или специальной экономической зоны) для восстановления предпринимательской активности. Такие инициативы нуждаются в консолидированной лоббистской работе народных депутатов от Харьковского региона (большинство из которых входит в межфракционное объединение "Слобожанщина", для которого это был бы шанс показать свою жизнеспособность). Пока эти инициативы остаются лишь призывами внутри гражданского общества и не "подхватываются" представителями региона в центральной власти", – отмечает эксперт.

Антон Авксентьев отметил, что в отношении действий городских властей также сложно сказать, что они делают достаточно для помощи харьковскому бизнесу.

"Довольно красноречивой иллюстрацией приоритетов является тот факт, что на программу поддержки развития предпринимательства в городском бюджете на 2023 год запланировано только 3,1 миллиона гривен, а, например, на программу освещения деятельности горсовета – более 28 миллионов гривен", – отметил политолог.

В свою очередь, политический эксперт и журналист Юрий Чевордов отмечает, что если люди (бизнесмены) переживают за безопасность свою и своих предприятий, то здесь сложно что-то сделать городским властям.

"Давайте будем объективными, от нее (городской власти – ред.) мало что зависит. Другое дело, что оставшихся, несмотря ни на что, нужно ласкать, лелеять и всячески им помогать. А еще, я как специалист по коммуникациям посоветовал бы героизировать тот бизнес, который таким образом демонстрирует свою поддержку региону в сложное для всех время", – отметил политолог.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться