За четыре месяца - 103,5 миллиона убытков: куда исчезают доходы Харьковского метро
Убыточность предприятия ежегодно растет, и на это есть причины
Коммунальное предприятие "Харьковский метрополитен" только за первый квартал этого года понесло убытки на 103,5 миллионов гривен. Для сравнения - в прошлом году с января по апрель убытков было в три раза меньше - 39,2 миллиона гривен. При этом с 17 марта в 2020 году метро не работало вообще из-за пандемии коронавируса. Об этом сообщает Харьковский антикоррупционный центр.
За прошедшие годы убытки коммунального предприятия были значительно меньше, но каждый год продолжали расти. Так, в 2018 году они составляли 131 миллион, в 2019 году - 267 миллионов, а в 2020 году - 290 миллионов гривен.
В ХАЦ попытались объяснить, почему харьковская "подземка" несет такие огромные бюджетные потери.
Одной из причин активисты называют государственные закупки. Согласно открытым данным, большую часть тендеров на товары и работы Харьковский метрополитен согласовывает по завышенным рыночным ценам, в особенности, по сравнению с метро столицы или Днепра.
Важным фактором в формировании убыточности госпредприятия является заказ услуг по ремонту и уборке. До 2009 года все эти работы выполнялись штатными работниками КП "Харьковский метрополитен". Затем ремонт эскалаторов, вагонов и поездов, а также клининговые услуги отдали на аутсорс частным фирмам, специально созданным под эти госзаказы. Более того, в их штат включили тех самых людей, которые ранее зарплату за эту работу получали от метрополитена. С тех пор каждый год этим фирмам метро платит сотни миллионов гривен.
Из предыдущих расследований ХАЦ и правоохранителей следует, что по этим договорам выполняются фиктивные или минимальные работы, а вот деньги выплачиваются в полной мере.
Не последнюю роль в убыточности предприятия играет и сокрытие доходов от рекламы. По данным службы Госаудита, "Харьковский метрополитен" занижает настоящие суммы в четыре раза.
И напоследок - E-ticket, который каждый харьковчанин ассоциирует с коммунальным общественным транспортом, на самом деле являющимся собственностью ООО "Финансовая компания "Платежный центр". Это общество получает по 6,5% от стоимости каждой поездки пассажиров на метро уже в течение 10 лет.
Напомним, ранее "Комментарии" рассказывали, что харьковчане собирают подписи, чтобы заставить горсовет ввести скидки и систему лояльности в общественном транспорте для простых граждан.