"Кисет" и имитация поддержки бизнеса. Что Терехов пытается скрыть от харьковчан
Среди МАФов, которые попадают под демонтаж, не оказалось ни одного киоска крупнейшей в Харькове торговой сети "Кисет"
Обнародование информации о том, что связанная с мэром Харькова крупнейшая в городе сеть табачных киосков "Кисет" работает нелегально и не платит в бюджет города, заставила Игоря Терехова публично оправдываться. Мэр явно злился, сыпал обвинениями в адрес неких политических недоброжелателей, пытался показать, как он помогает харьковскому бизнесу в трудные времена, но даже неискушенному наблюдателю было очевидно – Терехов как минимум недоговаривает, уходит от ответа, а то и вовсе пытается выдать желаемое за действительное.
Скандал начался с массового сноса в Харькове объектов уличной торговли. СМИ обнародовали решения Исполкома горсовета, согласно которым под снос попали более 100 МАФов. Выяснилось, что сносятся те объекты, собственники которых не смогли в полном объеме оплатить арендную плату городу за все время войны по установленным еще до начала полномасштабного вторжения тарифам.
Разумеется, платить по довоенным расценкам в условиях боевых действий постоянных обстрелов, резкого снижения бизнес-активности и покупательной способности населения, подавляющее большинство малого бизнеса просто не могло. Более того, большая часть бизнеса прямо пострадала от вражеских обстрелов или в принципе не могла работать как минимум полгода, когда продолжались практически ежедневные обстрелы Харькова. Однако городская власть во главе с Тереховым, несмотря на ожидаемые возмущения представителей малого бизнеса, не только не пыталась как-то пойти предпринимателям на встречу, как это произошло в других городах, в частности в Киеве, но и воспользовалась трудным положением собственников торговых точек, чтобы начать зачистку города от неугодных.
При этом выяснилось, что среди объектов, которые попадают под демонтаж, не оказалось ни одного киоска крупнейшей в Харькове торговой сети "Кисет". СМИ тут же выяснили, причину такого положения вещей. Как оказалось "Кисет" не имеет и не имел ни одного заключенного договора с коммунальным предприятием "Современный город", то есть работает нелегально и не платит в бюджет за аренду мест. А возможно такое потому, что к "Кисету" имеет отношение лично Игорь Терехов – бенефициаром этого бизнеса является бывшая жена мэра Елена Винник.
На пресс-конференции 2 декабря Терехову прямо задали вопрос о "Кисете" и мэр, не скрывая злости и раздражения, попытался достаточно сумбурно оправдаться. Дескать, история про "Кисеты" – это "история с бородой", которую "выплескивает" некий заказчик, который якобы "крышует наливайки" и которого мэр якобы знает, но не называет. "Я к "Кисету" отношения не имею, имела когда-то моя бывшая жена", - заявил Терехов.
Что касается "Кисета", то если к нему есть вопросы по оплате за аренду, заявил Терехов, то пусть туда приходит налоговая и "переворачивает" там все. Позиция же мэра по размеру арендной платы якобы в том, чтобы "облегчить жизнь людей" и он за льготы предпринимателям, но "не допустит вакханалии", "будет наводить порядок с МАФами" и дальше сносить "ненормальные", по его мнению, киоски, наливайки и так далее.
За всеми этими эмоциональными словами Терехова кроются недомолвки. Сколько бы Терехов не утверждал, что никакого отношения к "Кисету" не имеет, а имела когда-то там давно его бывшая жена, государственные реестры прямо говорят – бывшей жене Терехова Елене Винник прямо сейчас принадлежит 30% процента ООО "Кисет". При этом оставшиеся две трети "Кисета" принадлежат Игорю Котвицкому и Вардану Восканяну. И оба этих человека также связаны с Игорем Тереховым. Котвицкий – экс-нардеп от "Народного фронта", давний и близкий партнер экс-главы МВД Арсена Авакова, а Ворданян, в свою очередь бывший помощник самого Котвицкого. Последний прямо заявлял, что его связывает "давняя дружба" с Тереховым, а об их бизнес-партнерстве не только в "Кисете" в сети можно найти много информации.
К тому же Терехов так и не нашел что сказать по поводу главного – он так и не опроверг факт, что "Кисет" работает неофициально и не платит в городской бюджет за аренду земли под киоски. Ведь мог же дать поручение подчиненным обнародовать полный перечень субъектов предпринимательской деятельности, которые заключили договора с КП "Современный город". И если бы там был "Кисет", то исчез бы сам предмет разговора. Но вместо этого Терехов стал апеллировать к Налоговой, что в принципе бессмысленно и лишь перекладывает ответственность и внимание на других.
Ведь Государственная налоговая служба в принципе не контролирует соблюдение субъектами предпринимательства условий договоров с коммунальными предприятиями. Заключение договоров с бизнесом, торгующим в Харькове – это прямая сфера ответственности городской власти, возглавляет которую городской голова Игорь Терехов. И именно он в первую очередь отвечает за то, что в Харькове есть бизнес, которому позволительно годами работать без договоров с городом и без платы за аренду.
Что же касается того, как Терехов реализует свое стремление "облегчить жизнь людей" и работу малого бизнеса в условиях войны, то и тут куда больше явного пиара, чем реальной помощи предпринимателям. Достаточно лишь того, что за более чем 8 месяцев войны городская власть не сделала вообще ничего, чтобы хоть как-то поддержать бизнес в городе, за счет которого как раз и наполняется городской бюджет. Когда же дело дошло до скандала и бизнес начал публично возмущаться тем, что полную арендную плату за все время полномасштабной войны требуют в том числе с собственников тех объектов торговли, которые были уничтожены вражескими обстрелами, Терехов наконец-то провел через горсовет решение о льготах малому бизнесу.
Впрочем, льготы оказались чистой формальностью. Во-первых, от арендной платы предпринимателей освободили всего на три месяца, в то время как бизнес в Харькове не работал как минимум полгода. А во-вторых, льготы распространяются всего на 378 субъектов хозяйствования, в то время как договоры с КП "Современный город" заключены у приблизительно 4 тыс. предпринимателей. Получается, что тереховскими льготами смогут воспользоваться меньше 10% представителей малого бизнеса. Ну а остальные 90%, как и обещал Терехов, рискуют получить клеймо "наливаек" и "ненормальных МАФов", чтобы оказаться в очередном списке под снос ради наведения "жесткого порядка", обещанного Тереховым. Ну а "Кисеты", которые годами работают без договоров, продолжат и дальше торговать в режиме наибольшего благоприятствования.
Да и вообще, то, что происходит с малым бизнесом в Харькове, очень мало напоминает "жесткий порядок", о котором так любит говорить Терехов. Да, на улицах Харькова работа бизнеса и правда выглядит вполне нормальной и упорядоченной. Даже во время войны и обстрелов города. Но это не благодаря Терехову, а скорее вопреки. Поддержанием порядка на городских улицах, в том числе и в работе бизнеса, занимается Национальная полиция и другие правоохранительные органы. Но если посмотреть глубже - на взаимоотношения бизнеса с городской властью, то как раз и всплывают истории вроде той, что происходит с "Кисетом", не имеющей с порядком ничего общего. И это продолжается не один год. Похоже, красивыми словами о порядке, власть Терехова просто пытается прикрыть свою не самую порядочную подноготную.