Что происходит со строительной сферой в Харькове после ликвидации Департамента территориального контроля и какое отношение к этому может иметь Игорь Терехов и его зам Сергей Кузьмин
С 1 января 2022 года инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Харьковского городского совета не имеет официальных полномочий для работы. Остановились проверки и выдача документов, что может означать полный коллапс в строительной сфере.
С нового года инспекция государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Харьковского городского совета лишилась всех своих полномочий и доступа в государственный строительный реестр. ГП "ДИЯ" Минцифры дала отказ Департаменту по инспекционной работе исполкома Харьковского городского совета в доступе у указанному реестру - Единой государственной электронной системе в сфере строительства и соответственно, в осуществлении полномочий архстройконтроля.
Все произошедшее могло стать последствием "реформаторской работы" мэра Харькова Игоря Терехова и его нового заместителя Сергея Кузьмина. Дело в том, что до 1 января 2022 года в структуре горсовета работал Департамент территориального контроля. В него входила городская инспекция ГАСК. В 2016 году ей были предоставлены соответствующие полномочия на территории города Харькова. И вся городская система архстройконтроля нормально функционировала. Проводились проверки, выдавались разрешительные документы, принимались объекты в эксплуатацию.
Но с 1 января 2022 года указанный Департамент территориального контроля был ликвидирован как юридическое лицо. Соответственно, прекратились и его полномочия в сфере архстройконтроля. Вместо ликвидированного департамента Харьковский горсовет создал новый Департамент по инспекционной работе, которому и хотели передать полномочия в сфере ГАСК.
Ликвидация ранее действующего Департамента и создание нового не имела озвученных депутатам городского совета и общественности причин юридического либо административного характера. По данным ряда СМИ, такие действия мэра Игоря Терехова могли иметь исключительно политические конъюнктурные причины и мотивы. Новый профильный Департамент по инспекционной работе якобы создан под нового заместителя мэра Сергея Кузьмина, который ранее возглавлял центральный ГАСК Украины и был уволен оттуда лично премьер-министром Гончаруком.
В кулуарах Кузьмина называют ставленником депутата ВР от ОПЗЖ Игоря Абрамовича, который, по данным СМИ, может курировать работу мэра Терехова и осуществлять его неформальную связь с Офисом президента. Задачей Кузьмина якобы является административное, бизнес и финансовое администрирование строительной и разрешительной сферы деятельности городского совета с замыканием принятия решений на киевском офисе Абрамовича, минуя кабинет мэра Терехова.
Таким образом, Кузьмин стал во главе нового Департамента по инспекционной работе. Но по закону органы местного самоуправления получают полномочия в сфере архитектурно-строительного контроля от центрального органа исполнительной власти посредством выполнения определённых действий, создания общей комиссии, подачи соответствующих документов, прохождения необходимой аккредитации. А новый Департамент под руководством Сергея Кузьмина не смог пройти соответствующую аккредитацию и получить полномочия от профильного центрального органа исполнительной власти в сфере архитектурно-строительного контроля. Теперь в городе Харькове отсутствует архстройконтроль в принципе.
В итоге. Во-первых, проблемы с обработкой и выдачей разрешительной документации. Сейчас в ЦНАП тысячи заявок и пакетов документов, которым не дают хода. Никто ничего не принимает, не обрабатывает и не выдает разрешений.
Во-вторых, ни у кого нет законных полномочий и оснований для проведения проверок строек. Так что незаконные строительства могут процветать, а на сигналы от горожан по этому поводу некому реагировать.
В-третьих, честный строительный бизнес не может нормально работать, потому что нет возможности в законном порядке получить разрешительные документы. Более того, остановлено принятие в эксплуатацию готовых объектов. А это целый "букет" проблем.
Строительные компании не могут сдать в эксплуатацию построенные дома с тысячами квартир, но самое главное - харьковчане, которые в них вложились, не могут зарегистрировать права собственности на жилье и пользоваться им. Еще один побочный эффект - невозможность урегулировать свои кредитные и ипотечные отношения с банками и заключить договора на коммунальные услуги. Накапливаются неустойки, штрафы, финансовые претензии, растет количество конфликтов между застройщиками и инвесторами.
Другими словами, в Харькове паралич строительной сферы, сферы услуг для населения, что может привести, в частности, к судовым искам к горсовету. А тем временем, проблемы в сфере градостроительства становятся все глубже. Их решение уже в любом случае потребует многих месяцев напряженной работы.