Что в Харькове будет с бесплатным проездом – мнение экспертов
Сможет ли бюджет Харькова долго «тянуть» статью расходов – мнение экспертов.
В мае этого года мэр Харькова Игорь Терехов сказал, что проезд в общественном транспорте города будет бесплатным до тех пор, пока есть возможности местного бюджета. В сентябре в городе наблюдалась уже четвертая волна возвращений харьковчан, плюс в городе в связи с боевыми действиями в Харьковской области возросло количество переселенцев. Уместно ли и возможно ли сейчас "держать" проезд в общественном транспорте бесплатным – журналист "Комментариев. Харьков" спросила экспертов-политологов.
Политолог Антон Авксентьев отмечает, что местный бюджет Харькова сейчас профицитный, то есть доходы значительно превышают расходы.
"На портале Минфина есть открытые данные по выполнению местного бюджета по итогам первых 7 месяцев 2023 года – у нас собрано дохода бюджета 11,3 миллиарда гривен, а расходы – 8 миллиардов. То есть местный бюджет, даже в Харькове, я уже не говорю о бюджетах в более безопасных регионах, профицитный. Мы все думаем, что у нас дефицитный, но это не так. Дефицитный у нас государственный, а местные – профицитные. До войны он был сбалансирован, а сейчас отпало много категорий расходов наших традиционных, вроде реконструкции зоопарка или строительства ледовой арены. Они сейчас не целесообразны. А доходы остались примерно на том же уровне, даже немного выросли. Есть определенные падения по налогам, но сейчас компенсируется НДФЛ военнослужащих. Сейчас примерно четверть доходов – это зачисление НДФЛ военнослужащих", – отмечает эксперт.
Антон Авксентьев считает, что, поскольку сейчас средства в бюджете есть, то оснований отменять бесплатный проезд нет.
"Все-таки эта ситуация не может длиться вечно. В правительстве обсуждается, что с 2024 года НДФЛ военнослужащих могут перебросить в государственный бюджет. Это будет сильный удар для местных бюджетов и для Харькова тоже, вот тогда с 2024 года, скорее всего, не будет возможности это финансировать", – подчеркнул политолог.
Напомним, что Харьковский городской голова Игорь Терехов поднял вопрос о передаче налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с военнослужащих из местного в государственный бюджет. Эту тему обсудили на областном заседании членов Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины.
В своем выступлении Игорь Терехов отметил, что сейчас все усилия должны сконцентрироваться на помощи военным. При этом в Харькове из-за обстрелов ущерб от разрушений уже составляет около 9 млрд евро.
"Кабинет министров внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект, которым предусматривается с 1 октября 2023 забрать налог на доходы физических лиц с военнослужащих на уровень госбюджета. В таком случае в этом году мы недосчитаемся примерно 650 млн грн, а в 2024 году - 3 млрд 400 млн грн", - отметил Игорь Терехов.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что дополнительная дотация для местных бюджетов составит 33,4 млрд грн, и их ресурс увеличится на 75 млрд грн по сравнению с 2021 годом. Денис Шмыгаль отметил, что для громад, которые получат меньше правительство планирует дотацию выравнивания до показателей 2021 года.
Политолог Максим Гончаренко считает, что поступающие из налогов военнослужащих деньги должны быть для них же и применены. В бюджете города – это восстановление и оснащение больниц, строительство инфраструктуры, реконструкция того же тыла, куда военный вернется. В государственном бюджете – инвестиции в ВПК, вооружение, снаряжение.
"Вопрос только о том, кому доверяем больше и кто теоретически может эффективно выполнить свою функцию без дополнительных средств.
Если говорим о Харькове – считаю, городу эти средства важнее. В Харькове многие военные проходят реабилитацию, сюда их направляют на лечение. И перебросить в город около 4 мдрд. грн. – привлекательная идея. Вопрос только в контроле и о том, как будут эти средства использованы.
И инвестиции в ВПК, и вливание в городской бюджет – это игра в долгую. В первом случае мы как государство выходим из этой войны с сильной промышленностью, которая уже в мирное время будет наполнять бюджет. Во втором – с более развитыми городами, которые можно будет быстрее восстановить и в которых будет больший "запас прочности" для реагирования на удары по инфраструктуре. Бюджеты городов могут быть прозрачными. Военные расходы – далеко не всегда, но это требование времени. Политически оба этих шага можно назвать и стратегически успешными, и провальными. Снова здесь вопрос реализации", – подчеркивает эксперт.
Максим Гончаренко также спрогнозировал, что законопроект №10037 будет принят:
"Вероятность здесь очень высока. Но во второе чтение должны быть внесены поправки. Среди наиболее вероятных – это передача не 100% НДФЛ, а части. Таким образом, можно будет сбалансировать обе позиции".