Харьков потеряет примерно 4 миллиарда гривен «военного НДФЛ»: как это повлияет на город
Городским властям Харькова придется значительно сократить часть расходов в следующем году
У городских бюджетов
забрали "военное НДФЛ". Как это отразится на Харькове? Какие статьи расходов в
Харькове могут сразу "отпасть" за неимением средств в бюджете и останется ли
бюджет Харькова профицитным – журналист сайта "Комментарии. Харьков" спросила у
политологов.
Политолог
Аналитического центра "Обсерватория демократии" Антон Авксентьев отмечает, что
за первые девять месяцев 2023 года в городской бюджет Харькова поступило 2,6
миллиарда гривен "военного НДФЛ", что составило 17% его доходной части. С 1
октября 2023 и до конца того года, в котором будет отменено военное положение,
все налоги военнослужащих будут засчитываться исключительно в Государственный
бюджет. Соответственно для Харькова это около 3,5-4 миллиардов грн.
недополученных средств в год.
"Примечательно,
что все семеро народных депутатов, представляющих мажоритарные округа Харькова,
проголосовали за это решение.
Ввиду статистики
выполнения текущего городского бюджета нет оснований считать, что потеря
"военного НДФЛ" в последнем квартале 2023 года кардинально изменит его баланс и
структуру. А вот на бюджет 2024 года, который должен планироваться и
обсуждаться как раз в ближайшие недели, отсутствие налогов военнослужащих
повлияет значительно существенно. Можно предположить, что профицитным следующий
бюджет уже не будет, а для выхода на сбалансированную безубыточную смету
городским властям придется сократить часть существующих расходов", – говорит
Антон Авксентьев.
Наибольшими
сферами расходов городского бюджета являются жилищно-коммунальное хозяйство
(3,5 млрд. грн. за январь-сентябрь), образование (3 млрд. грн.) и общественный
транспорт (1,9 млрд. грн.).
"Существует
достаточно высокая вероятность, что потеря городом "военного НДФЛ" в 2024 году
станет поводом для возврата платы за проезд в общественном транспорте, потому
что именно такая причинно-следственная связь и именно в этот момент перенесет
имиджевую ответственность за непопулярное решение с мера на центральную
власть", – подчеркивает эксперт.
Политолог Максим
Гончаренко считает, что в Харькове такая инициатива государственной власти
несколько связывает руки местных властей. Конечно денег будет меньше, но
крупные города могут это выдержать.
"Харьковщина в
этом плане несколько уникальный случай, ведь из-за обстрелов город потерял
много жителей. А с ними и налогов, которые могли пойти на реконструкцию нужной
инфраструктуры. Напомню, что сейчас города – это не условный "оторванный
от реалий" тыл. Это места и учреждения, где военные находятся, учатся,
проходят реабилитацию. В конце концов здесь живут семьи военных, о которых тоже
нужно заботиться. И забота здесь начинается именно с достойных условий жизни.
Поэтому вывод прост: да, города теряют на этом деньги, но выдержать вполне
реально", – отмечает политолог.
Оба эксперта
считают, что этот объективно сложный для города вопрос должным образом
коммуникировался с обществом. Тем более, что харьковчане проявляют свою
заинтересованность этой темой, и дискуссия по поводу бюджетных приоритетов уже
не ограничивается социальными сетями, а даже воплощается в массовые уличные акции.
"Что касается
митингов – понятно, почему такой запрос в громадах существует. Во время
полномасштабной войны общество очень остро реагирует на коррупционные риски.
Это можно понять. Но вряд ли именно митинги стали причиной изменения
распределения НДФЛ. Поводом – да, причиной – нет. Причина в том, что существует
запрос на заметные действия со стороны властей. Существуют статьи бюджета,
которые нужно усиливать и освещать. К тому же это еще одно средство увеличить
количество ресурсов в военной отрасли. Потому это и происходит", – говорит
Максим Гончаренко.
Антон Авксентьев
также подчеркнул, что принятые изменения в Бюджетный кодекс станут определенным
стресс-тестом для городской экономики, но одновременно и импульсом для
рациональной оптимизации бюджетных расходов и исключения из них неприоритетных
во время войны расходов.
"Уже несколько
месяцев брусчатка в общеукраинском общественном дискурсе служит символом
абсурдных расходов в громадах. В то же время мэр Харькова откровенно гордится
недавним перекладыванием брусчатки в центре города и делится намерениями
расширить эту практику на другие районы. Поэтому недополучение Харьковом
нескольких миллиардов военных налогов должно подтолкнуть к более придирчивому
общественному вниманию к тому, на что именно власть тратит городские средства и
нет ли в этом процессе коррупционных злоупотреблений", – добавляет эксперт.
"Важно нам
следить за тем, что будет дальше. Ведь подобные инициативы идут вопреки
принципам децентрализации. Во время военного положения это еще прощается, но
это не должно перейти в послевоенную реальность", – резюмировал Максим
Гончаренко.